Грамотные ли в финансовом отношении российские школьники?

Пeрвoe исслeдoвaниe финaнсoвoй грaмoтнoсти учaщиxся былo рeaлизoвaнo в рaмкax мeждунaрoднoй прoгрaммы OЭСР (Oргaнизaция экономического сотрудничества и развития) по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment).

Данная программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Оценка качества образования в школе проводится по следующим основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.

В рамках исследования PISA также проводится оценка финансовой грамотности. Главный вопрос в этой области — насколько 15-летние учащиеся готовы к принятию эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, к адаптации и использованию новых финансовых систем.

В исследовании PISA оценивается способность 15-летних учащихся получать, понимать и оценивать релевантную информацию, необходимую для принятия решений с учетом возможных финансовых последствий; высказывать информированные суждения и принимать эффективные решения относительно использования и управления деньгами; применять знания, понимание, умения и ценности при покупках и в других финансовых контекстах, а также соответствующие решения по отношению к себе, другим, обществу и окружающей среде.

В 2012 году в исследовании PISA по финансовой грамотности впервые получены ответы на следующие вопросы:

1 Каков реальный уровень финансовой грамотности российских учащихся? Отличаются ли страны по уровню финансовой грамотности учащихся?

2 Имеется ли связь финансовой грамотности с уровнем овладения математикой и читательской грамотностью?

3 Какие социально-демографические факторы определяют разные уровни овладения финансовой грамотностью?

4 Как связана финансовая грамотность с опытом обучения и опытом финансовой деятельности?

В исследовании PISA принято следующее рабочее определение финансовой грамотности:

«Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни».

В исследовании PISA в 2012 году приняли участие 227 образовательных учреждений из 42 субъектов Российской Федерации.

Средний результат выполнения международного теста по финансовой грамотности российскими учащимися 15-летнего возраста составил 486 баллов, средний результат по странам ОЭСР — 500 баллов. В рейтинге стран Россия заняла 10-е место среди 18 стран-участниц, расположившись между США и Францией. Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов группы из 6 стран (США, Франция, Словения, Испания, Хорватия и Израиль).

В большинстве стран-участниц выявлена сильная связь между результатами по финансовой грамотности и результатами по математической и читательской грамотности. Для ряда стран и экономик (Шанхай, Новая Зеландия и США) более 80% разброса результатов по финансовой грамотности объясняется результатами по математике и чтению. Для России, а также для Италии, Испании и Колумбии эта связь значительно слабее. В целом Россия показала результаты по финансовой грамотности лучше, чем ожидалось, исходя из результатов тестов PISA по математической и читательской грамотности: более 60% российских учащихся продемонстрировали более высокие результаты по финансовой грамотности, чем можно было ожидать, учитывая их результаты по математике и чтению. Полученный результат для России предполагает, что повышение уровня финансовой грамотности российских учащихся может быть достигнуто в большей степени не за счет обучения математике и чтению, а за счет других факторов.

В отличие от других направлений исследования PISA не выявлено значимых гендерных различий в финансовой грамотности учащихся практически во всех странах. Средний результат российских юношей составил 487 баллов, а девушек — 486 баллов.

При этом распределение юношей и девушек по группам с различными уровнями финансовой грамотности неравномерное. Число юношей преобладает в группах как с самыми низкими, так и с самыми высокими результатами. Число девушек преобладает в группах со средними результатами.

Важно отметить, что средний балл юношей в группе 5% учащихся с самыми низкими результатами статистически значимо ниже (322 балла), чем у девушек (341 балл). Это различие в основном объясняется более низким уровнем читательской грамотности юношей. А средний балл юношей в группе учащихся с самыми высокими результатами статистически значимо выше (624 балла), чем у девушек (617 баллов). Это различие в большей степени объясняется более высоким уровнем использования математики в незнакомом контексте, а также более обширным опытом финансовой деятельности. Эти результаты необходимо учитывать при организации индивидуальной работы с учащимися при формировании финансовой грамотности.

На формирование финансовой грамотности значительное влияние также оказывает среда, в которой расположена школа, а именно, имеется ли доступ у учащихся к различным финансовым продуктам и институтам. Как показало исследование PISA, уровень финансовой грамотности учащихся городских школ существенно выше, чем у учащихся сельских школ.

По данным ОЭСР, уровень реального доступа населения стран к финансовым продуктам сильно отличается по странам. В ряде стран с высоким уровнем доступа практически все молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет имеют счет в финансовых институтах (например, в Австралии — 97%, в Новой Зеландии — 98%). В России имеют счет только 23% молодых людей. Что касается взрослого населения в странах-участницах, то в 14 из них более 80% населения имеют счета в финансовых институтах, в России — только 45%. В исследовании показано, что существует положительная связь между процентом молодых людей и взрослого населения, имеющих доступ к финансовым продуктам, и средним баллом страны по финансовой грамотности.

Финансовая деятельность учащихся в первую очередь зависит от того, имеют ли они доступ к финансовым средствам. В исследовании изучались источники получения денег учащимися и связь получения денег из различных источников с уровнем финансовой грамотности учащихся.

Российские учащиеся имеют разнообразные источники финансовых средств, и в этом они несильно отличаются от сверстников из других стран.

Исследование PISA выявило различия в уровне финансовой грамотности 15-летних учащихся, имеющих и не имеющих финансовые средства, полученные из различных источников. Учащиеся, получающие деньги в подарок, показали более высокий уровень финансовой грамотности по сравнению с теми, кто не получает такие подарки.

Учащиеся, которые зарабатывают деньги, выполняя работу по дому или участвуя в семейном бизнесе, показали более низкий уровень финансовой грамотности по сравнению с теми, кто не получает денег за свою работу. Эти результаты выявлены с учетом социально-экономического статуса учащихся. Подобные выводы справедливы и для функциональной грамотности в области математики и чтения.

В целом результаты всех стран показали, что зарабатывание денег не связано с повышением финансовой грамотности. Эти выводы требуют дополнительного анализа и учета факторов, например, связанных с затратами на работу или количеством полученных денег.

Формирование первого опыта учащихся в управлении личными денежными средствами происходит в семье.

Приведем результаты опроса российских учащихся об их опыте ведения семейного и личного бюджета.

35% учащихся 15-летнего возраста знакомы с практикой ведения семейного бюджета. Еще 35% вообще не знают, ведется ли учет доходов и расходов в семье. Около 26% точно знают, что учет средств дома не ведется.

Доля учащихся, которые ведут учет своих личных средств, составила около трети учащихся. При этом 22% учащихся фиксируют все поступления, а еще 15% фиксируют только основные средства. Чуть больше 35% не ведут учета, но в целом знают, сколько потратили за месяц. Около 25% учета не ведут и проблемой не интересуются.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что только около трети российских 15-летних учащихся имеют некоторый опыт ведения семейного и личного бюджета.

Исследование PISA в области финансовой грамотности наглядно продемонстрировало сложности переноса в тот или иной жизненный контекст даже тех знаний, которые входят в программы курсов обществознания и экономики и изучаются в основной школе. Изучая одно теоретическое положение за другим (а именно так в подавляющем большинстве построены действующие учебники), учащиеся не в состоянии самостоятельно определить практическую значимость того или иного тематического содержания. Перевести это содержание в проблемный контекст — задача разработчиков новых школьных курсов и пособий для учащихся.

Материалы предоставлены ФГБУ ФИОКО

Коммерсантъ/FOTODOM.RU