За границу — со своим мусором
Мaтeриaлы пo тeмe
Нa Укрaинe зaпрeтят издавать и продавать русскоязычные газеты
Лавров: перемирие на Украине нарушается, но позитив есть
Ходорковский сменил образ нефтебарона на защитника прав
В безвизовый режим с Европой Украина вступает с дурнопахнущей репутацией в прямом смысле слова. Но обо всем по порядку.
Началом же этой чрезвычайной истории следует считать бездумное решение какого-то начальства еще 60 лет назад о создании полигона для складирования мусора всего лишь в 10 км от Львова. С той поры из города с почти миллионным населением сюда вывезено более 80 миллионов кубометров твердых бытовых отходов, из-за чего на площади 38,8 гектара образовалась зловонная и токсичная гора 70-метровой высоты.
Экологи давно и обоснованно били во все колокола, требуя закрыть эту Грибовичскую свалку, прямо угрожающую жизнедеятельности находящихся рядом трех сел и областного центра. Однако от них отмахивались, объясняя, что есть дела куда важнее. И дождались…
28 мая прошлого года от одновременно возникших здесь четырех очагов пожара образовались зловещие облака, вскоре накрывшие смрадом Львов. Только через два дня спасатели МЧС локализовали очаги возгорания.
Разумеется, год назад все подъезды к свалке закрыли и стали думать о рекультивации накопившихся отходов. А куда же было девать новые?
Вывозившиеся ранее в сутки 600-700 тонн мусора стали заполнять не только контейнеры, но и детские площадки, дворы домов, даже проезжие части улиц. Подобных масштабов антисанитарии культурная столица страны не знала никогда.
Горсовет послал сигналы SOS всем регионам. Первыми откликнулись Запорожье, Полтава, Одесса, Харьков. Большегрузные машины начали совершать туда рейсы (порой до тысячи километров), что конечно же опустошало бюджет Львова.
Иного выхода не было, так как своя областная администрация отказала в помощи и не попыталась найти места для свалок в районах (как позже выяснилось, их предостаточно). Негативно сработал так называемый человеческий фактор. Глава облгосадминистрации Олег Синютка долгое время был первым заместителем мэра Львова Андрея Садового и явно затаил на него злобу, не скрывая неприязни.
Вскоре пошли отказы и из других областей, хотя Львов платил им за мусор в три раза больше, чем местные коммунальные предприятия. Выяснилось, что такая команда поступила из администрации президента Украины. Поездка Садового к Порошенко расставила все точки над «i».
Градоначальнику был поставлен ультиматум: или руководимая им всеукраинская партия «Самопомощь» становится лояльной к верхушке власти и ее фракция в Верховной раде возвращается в правящую коалицию, или мэр отправится на свалку вместе с мусором.
Явная и вызывающая обструкция продолжалась долго. Отчаявшиеся работники коммунальных служб на свой страх и риск вывозили мусор в карпатские леса, в зону отчуждения Чернобыльской АЭС, пробовали договориться о его приемке с приграничными воеводствами Польши. Все это позволяло лишь временно очистить город. В конце концов по требованию горсовета во Львов приехал заместитель председателя правительства и обязал обладминистрацию, мэрию и глав районов подписать меморандум на два года. Но ведь это лишь протокол о намерениях!
Уже через две недели 17 из 20 районных начальников отозвали свои подписи и заявили о недопущении отходов из областного центра на свои территории. Оказалось, что администрация президента страны «поправила» кабинет министров и отменила достигнутые им договоренности во Львове. Ведь строптивый Садовой не намеревался расшаркиваться перед возомнившим себя «всевельможным гетманом» Порошенко.
Степан Левчук,
Еженедельник
«Новый Вторник»,
Львов.
REX/FOTODOM