Юрий Грымов: Решать за кинозрителя придумал еще Сталин | Собеседник.ру

Рeжиссeр Юрий Грымoв рaсскaзaл в интeрвью Sobesednik.ru o тoм, кaк устрoeн сoврeмeнный рoссийский кинeмaтoгрaф.

Юрий Грымов, недавно назначенный худруком театра «Модернъ», готовит к выходу сразу два фильма – «Анна Каренина» и «Три сестры. 120 лет спустя». Причем на кино, в отличие от театра, он не получил из госбюджета ни копейки.

Ощущение, что фильмы снимает один человек

– Юрий, все устроено так, что государство финансирует весьма ограниченный круг людей, делающих кино?

– Безусловно да. И очень сложно прорваться. В основном получают одни и те же студии – это выбор Министерства культуры. Чиновники, а потом и прокатчики решают, какое кино смотреть сегодня зрителю. Но я никак на них не обижаюсь. Делаю свою работу, рассказываю ту или иную историю, будь то в кино или в театре. У меня есть свой зритель, который смотрит мои картины, причем в разных форматах – диски, интернет и так далее. Кстати, замечу, что ни одна из моих картин не остановилась в продажах, до сих пор разные телеканалы покупают мои фильмы. Считаю, что у каждого своя планида. Если человек принимает решение давать деньги на это кино, он берет на себя ответственность и за нас с вами, и за наших детей, и так далее. Это его выбор, и нельзя за это осуждать. Хотя лично я уверен, что художник должен быть свободным, а государство обязано создавать условия, при которых выгодно снимать кино.

– Странно слышать, что именно чиновник решает, какое кино мне нужно.

– Это пошло еще со времен Сталина, когда он выдавал деньги на фильмы, присваивал звания народного артиста. У людей со званиями были льготы – дачи, квартиры, машины. И они по-другому реагировали на власть. Становились зависимыми от власти и уже не могли ее критиковать. И в этом изобретение Сталина.

Признаться, я большой поклонник советского кино, мой любимый период – 60-е и 70-е годы. Жалею, что российское кино потерялось, когда начало пытаться удивить кого-то, что мы не хуже Америки. Стилизовать кино – это очень легко, поверьте мне. Эх, если бы государство в 90-х годах не соскочило с финансирования кино, то русский кинематограф сохранился бы. А сегодняшнее продюсерское кино за 15 лет существования в России полностью себя дискредитировало. Если сравните количество выделенных денег и количество собранных денег, то поймете, что продюсерское кино в России не прижилось. Да, фильмы выходят, но все они без лица. Например, вспомните таких режиссеров, как Владимир Мотыль, Марлен Хуциев, Роман Балаян, Георгий Данелия: у этих людей было свое лицо, а у эпохи – свой стиль. Сегодня же смотришь кинокартины – и создается ощущение, что снимал их один человек.

– Писали, что на озвучание своего фильма «Три сестры…» вы собираете деньги в интернете.

– Действительно, мы обратились в интернете на краудфандинговую площадку для того, чтобы собрать деньги на запись музыки. Великий композитор Владимир Дашкевич написал красивые произведения для нашей картины, а дирижирует струнным квинтетом знаменитый Сергей Скрипка. И я благодарен всем людям, которые присылают от двухсот рублей до двадцати тысяч. А что остается нам делать? Наверное, по-другому сейчас не получается.

– А вы подавали заявку о финансировании в Министерство культуры?

– Да, и нас, к сожалению, не поддержали. Но поставили в резерв. То есть мы ждем, что из резерва нас в будущем все-таки смогут профинансировать. К сожалению, с господдержкой мне не везет: я уже когда-то подавал заявку на детский фильм – отказали. Но я – оптимист по натуре, надеюсь, что из резерва все-таки что-то для нас изыщут и немного поддержат. Пока же фильм снял на собственные средства и чуть-чуть привлек инвесторов.

На съемках фильма «Три сестры…» (слева направо): Ирина Мазуркевич, Максим Суханов, Анна Каменкова, Юрий Грымов, Людмила Полякова, Александр Балуев и Владимир Носик
Фото: кинокомпания ЮГ

Качество кино не определяется бюджетом

– Юрий, а вот если бы вы снимали совсем классический фильм, то есть не переносили бы чеховских героев на сто двадцать лет вперед, может, вам и денег Минкульт дал бы? Вдруг они побоялись, что можете что-нибудь этакое непатриотическое за­вернуть…

– Не думаю, что это связано. Они читали сценарий и видели, что там 98 процентов живого Чехова. И нет никакого издевательства, мы не выворачиваем наизнанку классика. Но я пересказчик, рассказываю историю. И кто из нас более приблизился к автору, это уже судить зрителю. Мне же хотелось снимать историю «Три сестры» практически без изменения текста. Я только перенес действие в наше время и заменил возраст. Если в пьесе девушкам 20–22 года, то у меня – 60–65 лет. И совершенно другие появились смысл и звучание. Я уверен, что в нашем фильме пьеса Чехова выглядит более точной. Вспомните, как в театрах молодая актриса в чеховской пьесе произносит: «Жизнь прошла», и совсем другая история получается. У нас же, представьте, одна из сестер – Маша – в свои шестьдесят лет влюбляется в Вершинина – вот где качество!

– Успех фильма в прокате сегодня зависит и от медийных лиц. Смотришь на афиши – одни и те же имена. Например, как режиссеры «сели» на Данилу Козловского, так и «катаются» на нем. У вас же я вижу артистов, которые либо давно не снимались, либо сегодня редко появляются на киноэкране.

– Я выбирал не по принципу медийности, а по дарованию, по тому, кто подходит мне на роль. Ну никогда вместе в одной картине не снимались Максим Суханов и Александр Балуев. И того Вершинина, которого мы сделали с Сухановым, такого не знали ни театр, ни кино. А еще великие народные артисты: Игорь Ясулович, Ирина Мазуркевич, Людмила Полякова, Анна Каменкова – кстати, звезда Анатолия Эфроса, у которого в театре она тоже, как и у нас, играла Машу. В нашем фильме – грандиозные актерские работы! Я – режиссер, исповедующий культуру актерского кино. Если нет актера, тогда нет ни фильма, ни спектакля. А режиссер – он лишь рассказывающий историю дирижер.

– Вы задумывались о будущем фильма? Получите прокатное удостоверение – и что дальше?

– Прокат сейчас в основном принадлежит сетевым агентствам, которые размещают чаще американские фильмы. И встать в прокат, я понимаю, будет крайне сложно. У нас сегодня выходят российские кинокартины с бюджетом по 10–15 миллионов долларов, но в прокате они почти все проваливаются. Я – сторонник адекватного подхода к деньгам, не только государственным, но и своим. Бюджет должен быть недорогой, потому что качество кино никогда не определял бюджет. Учитывая то, что деньги на фильм собирали и зрители, будем устраивать показы нашей кинокартины сами, этакие творческие вечера. Также будет сделана 4-серийная версия для телевидения. А скоро буду показывать наш фильм фестивалям и прокатным компаниям. Так что надеюсь, что и прокат будет, пусть небольшой. Повторюсь, все-таки я – оп­тимист.

читайте также:Юрий Грымов: «Ленинград» берет профессионализмом и матомНовое видео группы «Ленинград» «Экспонат» прокомментировал для Sobesednik.ru известный режиссёр Юрий Грымов »

читайте также:Юрий Грымов борется с засильем ненашего »

Юрий Грымов: Решать за кинозрителя придумал еще Сталин | Собеседник.ру

Рeжиссeр Юрий Грымoв рaсскaзaл в интeрвью Sobesednik.ru o тoм, кaк устрoeн сoврeмeнный рoссийский кинeмaтoгрaф.

Юрий Грымов, недавно назначенный худруком театра «Модернъ», готовит к выходу сразу два фильма – «Анна Каренина» и «Три сестры. 120 лет спустя». Причем на кино, в отличие от театра, он не получил из госбюджета ни копейки.

Ощущение, что фильмы снимает один человек

– Юрий, (далее…)