Олег Видов: Трудное счастье беглеца

Нa прoшлoй нeдeлe нe стaлo лeгeндaрнoгo Oлeгa Видoвa. 73-лeтний aктeр ушeл из жизни в Лoс-Aнджeлeсe, причиной стало онкологическое заболевание…

Судьба любимца советских зрителей (и особенно зрительниц, а Видова буквально боготворила женская аудитория) складывалась непросто. В одночасье стал кумиром в 70-е, затем столь же стремительно — фактически изгоем.

В 1985-м, после скандального развода с подругой дочери Брежнева, был вынужден уехать из страны. Можно сказать, скитался: Югославия, Австрия, Италия… Наконец, обосновался в США. А в СССР в это время его называли предателем Родины…

ПЕРВАЯ ЖЕНА ЕГО НЕ ПОНИМАЛА…

- Мы учились на одном курсе ВГИКа, — рассказывает телережиссер Алексей Щербаков. — Олег располагал к себе моментально — добротой, широко раскрытыми голубыми глазами. Первым с нашего курса начал сниматься в кино. У него внешность героя, и роли доставались соответствующие.

Помню, когда его утвердили на князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане», в институте разразился жуткий скандал — студентам ведь не разрешали сниматься. Руководство ВГИКа требовало снять его с роли. Но режиссер ленты Александр Птушко сумел отстоять артиста. И Олег стал сниматься много.

Когда готовился к фильму «Всадник без головы», мы вместе ходили на занятия конным спортом — ему для роли нужно, а я просто увлекался. Спустя годы Олег рассказывал, что эти умения здорово пригодились ему на съемках. Дублеров он не признавал — трюки выполнял сам. Падал с лошади, как-то даже ногу сломал. Но считал, что артист должен уметь все!

- С Олегом мы познакомились на съемках «Сказки о царе Салтане». Я играл Салтана, а он — Гвидона, — вспоминает народный артист СССР Владимир Андреев. — Олег был еще неопытным артистом, а режиссер Александр Лукич Птушко суровый, Видову от него доставалось. Олег ужасно расстраивался, я его успокаивал как мог. Так началась наша дружба.

Вспоминать наши приключения на съемках могу бесконечно. Как-то в свободное время отправились купаться — я и Олег, а с нами еще гример-художник. Но на море было неспокойно, плавать опасно. Нашему попутчику нипочем, сколько его ни отговаривали — поплыл. Отплыл недалеко, но волны накатывают, он барахтается — стал захлебываться. У меня рука правая в гипсе — повредил, когда падал с коня во время съемки. А Олег, даже не раздумывая, поплыл и, рискуя жизнью, вытащил нашего бедолагу. И заметьте, в этой истории Видов не играл никакого героя, был такой, какой он есть.

Помню, на съемки приезжала его первая супруга Марина (художник-оформитель, брак продлился недолго. — Ред.). Совсем молоденькая, она сетовала: мол, думала, у артистов интересная жизнь, а муж-актер приходит со съемок усталый, уткнется в текст, потом спать заваливается. Олег мне жаловался: «Она меня совсем не понимает».

…А ВТОРАЯ УНИЧТОЖИЛА

- У Олега было редкое качество — внимательное отношение к людям, — продолжает Владимир Андреев. — Когда он начал сниматься за рубежом (приглашали соцстраны), у нас с женой, актрисой Натальей Селезневой, сын родился. Олег привозил для него распашонки, кофточки, ползунки, которые в советских магазинах в эпоху дефицита днем с огнем не сыскать. Вручая гостинцы, Олег и сам светился счастьем — рад был, что подарки пришлись впору.

Находились люди, кто пользовался добротой и душевной щедростью. Я хорошо помню его второй брак. Сначала Олег любил, надеялся, что будет крепкая семья, а потом не знал, как сбежать от… как бы помягче выразиться, остроты проявлений рвачества жены. (Вторая супруга Видова, как вспоминают его близкие друзья, требовала от Олега, уже ставшего всесоюзной знаменитостью, чесать с концертами по стране для заработка. Дочка профессора, она выросла в высотке на Котельнической и привыкла к самому лучшему. — Ред.).

Когда он развелся, жена в отместку вознамерилась уничтожить его как артиста и человека. К сожалению, у нее были для этого возможности — связи в высоких кабинетах.

- Когда Олег разводился, попросил меня прийти в суд: «Скажешь обо мне пару добрых слов, а то меня заклюют свидетели с той стороны». Я конечно же пошел с ним, — вспоминает Алексей Щербаков. — Но, кроме моральной поддержки, не мог ему ничем помочь.

После развода высокопоставленные друзья жены буквально перекрыли Олегу кислород. Режиссерам запрещали его приглашать! Помню, иду по телецентру — навстречу Видов в медицинском халате. Спрашиваю: «Снимаешься? Что за роль?» Он с горечью махнул рукой: «Да какая роль — эпизодик! Но надо же как-то работать, жить».

И это после всесоюзной известности и главных ролей! Зрители волновались, куда исчез кумир, но им конечно же ничего не объясняли…

АМЕРИКА-РАЗЛУЧНИЦА

- Ему выпала трудная судьба? — спрашиваю Ксению Рябинкину, исполнительницу роли Царевны Лебеди в «Сказке о царе Салтане».

- Он уехал еще в те годы, когда это считалось побегом, — говорит Ксения Львовна. — Но он решился на этот непростой шаг. Наверное, понимал, на что идет: шансы сделать блестящую карьеру в Голливуде у русского артиста фактически равны нулю — там свои звезды. И как артист в США он, к сожалению, снимался мало.

Помню, я была в Лос-Анджелесе в конце 90-х. Позвонила Олегу, мы встретились. Он с грустью поделился: «Рассылаю свои анкетные данные и фотографии продюсерам, но даже на пробы чаще всего не приглашают. Присылают вежливые отказы: мол, на главную роль уже утвержден другой артист, а для второстепенной роли «вы слишком красивы».

- В России он бывал несколько раз уже после распада СССР — о нем делали передачи на телевидении, и он приезжал, — рассказывает Владимир Андреев. — Родная страна была ему небезразлична, остро переживал все, что тут происходило. Но никогда не выказывал желания вернуться. С третьей супругой Джоан (американская журналистка. — Ред.) он обрел настоящее семейное счастье. Своей теплотой, своей высокой культурой она вернула ему веру в любовь и в жизнь. У них было много общих интересов, в последние годы вместе увлеклись мультипликацией.

- А потом его на Родине снова подвергли несправедливым обвинениям! — замечает Алексей Щербаков. — Олег купил права на советские мультфильмы, показывал их за рубежом. А в Москве шипели: мол, сбежал когда-то из СССР, а теперь еще хочет нажиться на наших мультиках — народном достоянии.

А он знакомил иностранного зрителя с русской мультипликацией. И радовался, рассказывал взахлеб: «Смотрят, говорят: великая нация, создающая такие добрые мультфильмы! И рушится стереотип, сложившийся в Америке о «плохих русских». То есть он благое дело делал!

- Месяца четыре назад Олег позвонил мне, — продолжает Алексей Евгеньевич. — Сказал, что скучает и хорошо бы встретиться курсом — тем, кто остался, к сожалению, многие уже ушли из жизни. «Приезжай в Москву — встречу», — предложил я. Он сказал: «Ты тоже приезжай в Лос-Анджелес ко мне в гости». «Сейчас куплю билет, сяду на трамвай и приеду», — пошутил я.

Прощаясь, Олег сказал мне: «Ты один из немногих, кто меня понимал и по-доброму относился. Спасибо тебе за все…» Не могу даже представить, что Олега больше нет.

- Мы созванивались довольно часто. Как я понимаю, болезнь его уже развивалась несколько лет, и Олег об этом знал, — добавляет Владимир Андреев. — Но он и словом не обмолвился, что нездоров. Расспрашивал, как мое здоровье, советовал, какие травы и снадобья пить, чтобы лучше себя чувствовать. И говорил: «Володька, ты должен обязательно долго жить!»

- Как считаете, в целом его судьба сложилась?

- Сам бы он наверняка сказал: да, жизнь состоялась. Рядом женщина, которая любила и была настоящим другом, он это понимал и ценил. Да и в памяти тех, кто его знал, он останется навсегда. Останется Олегом Видовым…

Марта Черемнова.

РИА НОВОСТИ/Г. Кмит