НеСНОСное счастье

Мaтeриaлы пo тeмe

Прeдпринимaтeли вышли нa митинг прoтив снoсa лaрькoв в Мoсквe

МИД Рoссии: в Пoльшe прoдoлжaeтся «война с памятниками»

В Москве снесли знаменитый дом из фильма «Ирония судьбы или с легким паром»

Еще не завершилась программа сноса ветхих пятиэтажек в Москве, начатая предыдущим мэром столицы, как объявили о старте новой. Неприятной неожиданностью при выселении может оказаться получение квартиры с видом на МКАД.

В конце февраля президент РФ Владимир Путин встретился с мэром Москвы Сергеем Собяниным. «Я знаю настроение и ожидания москвичей. Они связаны с тем, чтобы эти дома снести и на их месте новое жилье построить», — сказал Путин.

Мэр согласился, но дальнейшие его реплики были неоднозначны: «Мы знаем, с чем сталкиваемся. Когда проводили снос первой серии этих пятиэтажек, по масштабу он гораздо меньший, требовались просто неимоверные усилия. Многие инвесторы, которые подвизались, просто разорились на этих проектах. Мы взяли на бюджет эти проекты и доводим до логического завершения». Мэр, кажется, уже не Путину, а москвичам пытается объяснить, что ситуация очень непростая.

Судя по всему, правительство Москвы действительно не собиралось влезать в очередную грандиозную стройку. Сразу после встречи Владимира Путина и Сергея Собянина главный архитектор города Сергей Кузнецов слегка растерянно объясняет атакующим его журналистам, что до сих пор его ведомство ничего не знало о грядущих изменениях. «Программы пока нет. Мы только получили поручение и сейчас начнем работать», — развел он руками.

НОРМЫ ОСТАЮТСЯ, ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЯЮТСЯ

Вскоре состоялась закрытая встреча спикера Государственной думы Вячеслава Володина, мэра Сергея Собянина и нескольких депутатов.

Было заявлено, что речь пойдет о юридическом статусе старых домов. По мнению московских властей, хрущевки законодательно не подлежат сносу. Они не признаны ни аварийным жильем, ни ветхим.

«В результате мы и как аварийные их не можем сносить, и как ветхие не можем капитально ремонтировать. Получается неурегулированная ниша», — объяснил столичный градоначальник.

После встречи депутат Галина Хованская обозначила свои впечатления от встречи как «умеренный оптимизм». «Те нормы, которые сейчас есть по переселению либо в этом районе, либо в соседнем, — это остается», — пояснила Хованская, впервые озвучив одну из главных опасностей всей «сносной» кампании.

Тонкость заключается в том, что в столичном законодательстве есть термин «район проживания» и включает он в себя не только административный район, где находится сносимый дом, но и все соседние районы. Правда, они должны находиться в одном округе.

Чтобы понять свои перспективы, достаточно открыть административную карту Москвы. Жителям благоустроенного района Фили-Давыдково могут запросто предложить квартиру в Кунцеве или в Очаково-Матвеевском, вплотную прилегающих к МКАД.

Москвичи из обжитого района Преображенское рискуют уехать в дальнее Гольяново и лицезреть в свои окна ту же кольцевую дорогу. Не исключено, что уютный Рязанский район дружно переселится в Выхино-Жулебино.

Опыт предыдущего расселения показывает, что диктовать условия владельцы жилья не имеют права. Они просто получают выписанный в префектуре смотровой ордер, а если откажутся от трех предложений, власти подадут на них в суд. Вердикты обычно выносят не в пользу жителей. Ни близость к метро, ни этажность, ни наличие поликлиник, школ и других социальных объектов рядом судьями не рассматриваются.

ХРУЩЕВКИ СМЕНЯТ «СОБЯНИНКИ»

Получат ли переселенцы дополнительные квадратные метры? До сих пор это была та преференция, которая позволила осуществить первый этап сноса пятиэтажек. В новых домах не было такого маленького жилья, какое было в хрущевках, поэтому москвичи переезжали в квартиры с гораздо большей площадью.

Необходимость дарить москвичам лишние квадратные метры порядком напрягала чиновников. Именно поэтому в 2013 году были презентованы новые социальные дома. Официально новая серия малогабаритного жилья получила название ПМ-П (панельный муниципальный переселенческий). А неофициально многоэтажки стали называться «собянинками».

Смотрим поэтажный план новой «собянинки». Здесь есть двухкомнатные квартиры общей площадью 49 «квадратов». Восьмиметровая кухня — она, конечно, лучше, чем пятиметровая в пятиэтажке. Зато одна из комнат — всего 9 кв. метров. Вряд ли это обрадует новоселов, которым придется делить такую кроху с кем-то из родственников.

Однокомнатные квартиры предполагаются 36-метровые, так что о дополнительных площадях остается только мечтать.

Эксперты говорят, что практически у каждого крупного застройщика, работающего в сфере панельного домостроения, есть набор квартир и для коммерческой застройки, и для муниципальной. Если компания выигрывает городской заказ, ставятся дома с маленькими квартирами. Если это коммерческий проект, возводятся проекты с большей площадью. Поэтому не исключено, что ПМ-П заменят другими версиями соцдомов. Но понятно, что оплачивать увеличение площади переселенцев власти уже просто не смогут: если дарить каждому из почти 2 миллионов новоселов дополнительные метры, то город разорится.

Вряд ли можно рассчитывать и на то, что социальные дома будут хорошего качества. В Москве даже бизнес-застройки вызывают у жителей немало нареканий. Купившим квартиры жителям приходится мириться с безобразной звукоизоляцией, ставить новые окна, потому что казенные не выдерживают никакой критики, менять дешевый линолеум, клеить хорошие обои и покупать приличную сантехнику.

Те, кто уже пережил снос и переселение, говорят, что в квартиру придется вложить в среднем от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Никаких оснований думать, что социальное жилье окажется удачнее коммерческого, увы, нет.

Вероятно, очередники из неприватизированных квартир, которые получат новую площадь из расчета 18 кв. метров на человека и тем самым реально улучшат условия проживания, обрадуются расселению. Зато непонятно, зачем этот переезд нужен собственникам квартир, им дадут площадь метр в метр. При этом придется тратить время, нервы и силы на оформление бумаг, съезжать с привычного места в какие-то, вероятно, не самые удобные районы, вложить немалые деньги в ремонт и обустройство. Ради чего? Из-за лишних 5 кв. метров, которые, может быть, все-таки перепадут новоселу?

«Из-за особенностей работы я специально покупал квартиру в шаговой доступности от метро. Эта опция входила в стоимость. Почему я должен терять и квартиру, которая меня устраивает, и деньги, и необходимый мне транспортный комфорт?» — пишет москвич Михаил Беляев на одном из форумов.

Он вошел в группу тех пользователей, кто ни за что не хочет покидать свои дома. Эти люди уже начинают готовиться к борьбе с государством и изучают законодательство.

КСТАТИ

Расселение обитателей сносимых пятиэтажек осуществляется в соответствии с законом го­рода Москвы от 31 мая 2006 г. №21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве». Согласно этому документу, собственник квартиры в сносимом доме должен получать взамен жилье в новом доме с тем же количеством комнат и не меньшей площадью, в своем районе проживания.

Также собственник вместо квартиры имеет право выбрать денежную компенсацию в размере рыночной стоимости имеющегося жилья. Но обычно квартира в хрущевке стоит меньше жилплощади, которая предлагается взамен, и на практике большинство выбирает новое жилье.

Эксперты говорят, что примерно с марта прошлого года уже практически нереально получить квартиру с тем же количеством комнат, новое жилье определяют по метражу. Например, если семья проживает в «трешке» площадью 55 квадратных метров, ей стремятся найти квартиру аналогичной площади, а в новостройке это может быть только двухкомнатная квартира.

Кроме того, с 22 февраля 2011 года вступила в действие поправка к закону №21, и очередники сносимых домов были лишены права на одновременное улучшение жилищных условий. Теперь на расселение многочисленного семейства сегодня надеяться вообще нельзя. Более того, на граждан, которые не являются родственниками (например, разведенные супруги), могут выделить лишь одну новую квартиру.

Наталья Пуртова.

FOTODOM.RU