Нас будут лечить врачи-недоучки

В Рoссии вступил в силу нoвый пoрядoк приeмa в oрдинaтуру студeнтoв мeдицинскиx вузов, который окончательно разрушает систему послевузовского образования. Прогноз экспертов печален: в поликлиники в ближайшее время придут низкооплачиваемые врачи-недоучки.

В прошлом году чиновники покончили с интернатурой, теперь пришла очередь ординатуры. Судя по всему, только 40% от общего числа студентов 6-го курса поступят в ординатуру. Остальные уже осенью пойдут работать в поликлиники.

Первая реакция врачебного сообщества на новый приказ Минздрава РФ была на редкость единодушная и не лишенная черного юмора: «Приказ №212н пролоббировали представители рынка ритуальных услуг».

«ИМ НУЖНА ДЕШЕВАЯ РАБОЧАЯ СИЛА»

Официально приказ обсуждался на Совете ректоров российских медицинских и фармацевтических вузов. Там директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Татьяна Семенова пояснила, что цель внедрения нового порядка приема в ординатуру — «повышение базового уровня подготовки, контроль качества и унификация требований к выпускникам вузов».

В основе унификации — тесты, которые «позволят оценить уровень подготовленности выпускника вуза для освоения программы ординатуры». На самом деле новый приказ Минздрава заметно усложнит получение последипломного образования.

Новая методика мотивирует студентов не получать знания, а собирать баллы. Например, в 60 баллов оценен год работы в лечебно-профилактическом учреждении на селе. Студент, столкнувшись с суровыми реалиями сельской медицины, скорее выучится лихо опрокидывать стакан с крепким деревенским самогоном, чем освоит необходимые навыки.

«Чиновникам не нужны образованные российские врачи. Им нужна дешевая сила для первичного звена, дабы максимально сократить расходы на здравоохранение», — полагают авторы петиции. Свои подписи под ней поставили почти 30 тыс. человек.

ТЕРАПЕВТ ПОНЕВОЛЕ

Нейрохирург, кандидат медицинских наук Алексей Кащеев считает, что приказ №212н приведет к дальнейшей демотивации медицинских работников, снижению престижа профессии, падению профессиональной подготовки, вымыванию молодых талантов из системы здравоохранения.

- Действительно, нехватка врачей первичного звена в регионах — огромная проблема, — комментирует он. — По данным Минздрава, недостает порядка 34 тыс. врачей — участковых терапевтов и педиатров. Однако меры, предлагаемые чиновниками здравоохранения, только усугубят проблемы.

Фактически выпускникам медвузов прописали три года подневольной низкооплачиваемой работы. Про условия труда в поликлиниках я лучше промолчу. Проще говоря, молодых выпускников в приказном порядке забрили в поликлиники. Напрашивается прямая аналогия с армией.

Если вспомнить историю, то во время ВОВ студентов-медиков с третьего курса отправляли на фронт. Но тогда это была вынужденная мера.  А вот какую войну ведет Минздрав и с кем, совершенно непонятно. Практически Минздрав и не скрывает, что таким образом он решает проблему нехватки специалистов в первичном медицинском звене.

Всего в России работают 543,6 тыс. врачей и 1,3 млн медсестер и фельдшеров. Несмотря на все героические усилия чиновников от здравоохранения, число врачей сокращается. По данным Росстата, в 2012 году в России было 703 тыс. врачей. Получается, что ежегодно примерно 10% врачей уходят из профессии.

В результате этой реформы снизится и число узких специалистов. Они только к 27-28 годам выйдут на начальный уровень своей специализации, когда их сверстники уже достигнут карьерных успехов в других профессиях.

- Те, кто поумнее, сразу после получения диплома уйдут в платные клиники или медицинский бизнес, — говорит Алексей Кащеев. — Да и вообще лучший способ разочароваться в профессии — это поработать за копейки в какой-нибудь глуши.

НАУЧАТСЯ НА ВРАЧЕБНЫХ ОШИБКАХ?

Среди плюсов нововведения Минздрав отмечает тот факт, что с сентября 2017 года студентов медицинских вузов будут учить по новым образовательным стандартам, которые подразумевают гораздо больше практических занятий как с пациентами, так и на тренажерах.

- Тем, кто успел проскочить и окончить вузы до реформы, очень повезло, — говорит Алексей Кащеев. — Вспоминаю себя выпускником: при том, что я был хорошим студентом — институт окончил с красным дипломом, много ассистировал, выступал на международных конференциях, скажу честно — я бы не справился. Попросту я не был подготовлен к самостоятельной врачебной практике.

Система медицинского образования была выстроена таким образом, что практические навыки оттачивались в интернатуре и ординатуре, а базовые знания закладывались в медвузах. И вот вся эта многолетняя традиция пошла под снос.

- Говорят, что молодым специалистам будут помогать опытные коллеги, — продолжает Алексей Кащеев. — Брехня! У них и так много работы, и никто не собирается им платить за наставничество. В результате новоиспеченные педиатры и участковые терапевты наберут знаний за счет врачебных ошибок.

Сопредседатель профсоюза «Действие», врач акушер-гинеколог Екатерина Чацкая тоже уверена, что изменения правил приема в ординатуру негативно скажутся на качестве медицинских услуг.

- Молодым врачам придется работать с пациентами, что называется, один на один, — говорит она. — Это приведет к росту пропущенных заболеваний на ранней стадии развития болезни. Молодому хирургу будет непросто вернуться к специальности после трех лет работы терапевтом. Это приведет к нехватке узких специалистов.

Вячеслав Степовой.

DEPOSITPHOTOS/PHOTOXPRESS