Мировая дроновая лихорадка

Пoявлeниe интeрнeтa измeнилo мир. Этa тexнoлoгия зa кoрoткoe врeмя прoниклa прaктичeски во все сферы жизни человека. Дроны в ближайшем будущем тоже изменят мир. Уже меняют. Они завоевывают воздушное пространство, осваивают реки и океаны, готовятся выйти в космос.

Границы применения дронов ограничены только фантазией создателей и пользователей. С их помощью снимают фильмы, соревнуются, играют, шпионят, воюют, доставляют грузы, ищут и спасают людей, ловят преступников…

Каждый день в ленты новостей попадают все новые и новые способы применения этой технологии. Кажется, что весь мир охвачен дроновой лихорадкой.

Начну, пожалуй, с плохой новости: эра палок для селфи уходит в прошлое. Последний писк моды — селфи-дроны, которые освободят руки любителям самолюбования.

Тем, кто любит скорость и деньги, понравится это сообщение:

«Объединенные Арабские Эмираты провели первые гонки на дронах Grand Prix Drone Racing. В прошлом году британский подросток Люк Баннистер занял первое место и получил приз в 250 тысяч долларов». Кстати, третье место занял наш пилот Владимир Мещеряков.

Ученые вовсю используют новые возможности дронов. Приматолог Серж Уич с их помощью наблюдает за обезьянами. Нил Энтвистл из Университета Солфорд составляет карту затоплений в Великобритании. NASA разрабатывает дроны для поиска полезных ископаемых на Луне и Марсе.

А вот из рубрики «Рыбакам на заметку»: «Подводный дрон поможет рыбаку найти рыбные места и поставить прикормку для рыб». Также подводные дроны используют охотники за затонувшими сокровищами.

А можно и просто полетать. Норвежская компания представила новую серию беспилотников, которые с легкостью могут поднять в воздух человека.

Буквально за последние два года в технологиях интеллектуального транспорта произошел революционный прорыв. В 2016 году в США было продано почти 2,5 млн беспилотников, то есть вдвое больше прежнего.

Россия не стоит в стороне от свежих мировых веяний и делает первые робкие попытки приспособить потенциал новой технологии к своим потребностям.

Одними из первых к дронам начали присматриваться в Сбербанке. Они сейчас тестируют возможность доставки наличности с их помощью. «Аэрофлот» закупает дроны для визуального осмотра самолетов, что ускорит подготовку воздушного судна к полету, а это существенная экономия.

Заинтересовались дронами и в «Почте России». В Европе на удаленные острова уже доставляют медикаменты дронами, почему бы не сделать такую же доставку в России? Думаю, что опыт нашим специалистам следует перенимать у швейцарской почтовой службы, которая уже начала тестирование «летающих почтальонов».

Технологии БПЛА могут возродить и разрушенную инфраструктуру региональной малой авиации, придав ей новые качества. Кстати, в связи с этим российским специалистам стоило бы присмотреться к китайским коллегам.

Не размениваясь на мелочи, они в течение трех лет планируют построить в провинции Сычуань первую в мире логистическую сеть по доставке грузов дронами.

Первоначально дроны будут доставлять заказы жителям провинции, позже проект планируют масштабировать на всю страну. Сначала будут использоваться дроны грузоподъемностью до 50 кг, в перспективе — создание тяжеловозов, способных перенести до полутонны грузов с дальностью полета до 300 км. Есть хорошие предпосылки к тому, что дроны смогут доставлять грузы по всей территории КНР в течение 24 часов.

Китайцы ожидают, что дроны помогут сократить затраты на доставку грузов на 70% прежде всего покупателям, живущим в труднодоступных горных районах.

Если у китайцев все получится, то это будет самая настоящая революция в сфере логистики. А для нашей страны это одна из ключевых проблем, решение которой может дать серьезнейший импульс в развитии страны.

1,5 ТРЛН РУБЛЕЙ УПУЩЕННОЙ ВЫГОДЫ

Какое же будущее у дронов в нашей стране?

У России есть все шансы стать глобальным игроком. Специалисты сообщества «Национальная технологическая инициатива» (НТИ) опубликовали дорожную карту развития БПЛА.

По их мнению, «к 2035 году над территорией Российской Федерации постоянно могут находиться в воздухе не менее 100 тыс. беспилотных воздушных судов (БВС), объединенных в единую систему предоставления работ и услуг для удовлетворения потребностей экономики.

Численность занятых в разработке и производстве беспилотных авиационных систем составит 50 тыс. человек, а занятых в эксплуатации, обеспечении и оказании услуг на их основе достигнет 500 тыс. человек».

По оценке НТИ, объем мирового рынка к 2035 году составит более 200 млрд долларов. Доля России на этом развивающемся рынке может дойти до 35-40 млрд долларов.

- Действительно, российский рынок дронов растет и имеет огромный потенциал, — считает маркетолог одного из лидеров отечественного рынка дронов ГК «Геоскан» Татьяна Шальнева. — Сейчас существует несколько линеек дронов для гражданских целей. Это беспилотники вертолетного и самолетного типа. Все они имеют время лета от 40 минут до 6 часов в зависимости от типа двигателя и тяжести полезной нагрузки.

Гражданские профессиональные дроны применяются в сельском хозяйстве (3D-карты полей, обследование эрозий, инвентаризация, точное земледелие), энергетике (изыскания под ЛЭП, проектирование, контроль строительства), муниципальном хозяйстве (3D-модель города, точный и быстро обновляемый ортофотоплан), маркшейдерии, нефтегазовом секторе, геодезии и т.д. Преимущества дронов перед классической самолетной съемкой и космической — цена, оперативность получения и обработки данных, точность. Недостаток — сложный начальный этап встраивания в бизнес-процесс предприятия, ведь на создание и обучение летных бригад, камеральных отделов требуется время.

Завоевать мир мешают не столько технические проблемы, сколько социально-политические. Есть опасения по поводу конфиденциальности и шпионажа, вмешательства в зону действия самолетов и вертолетов, пособничества в незаконной деятельности, безопасности полетов и потенциальных падений.

Практически все исследователи рынка дронов отмечают, что взрывной рост рынка гражданских дронов напрямую связан с принятием благоприятствующего законодательства. Ведущие позиции в глобальной конкурентной гонке займут те страны, которые обеспечат на своей территории наиболее благоприятный режим производства и эксплуатации.

Сможет ли Россия обеспечить режим благоприятствования — большой вопрос. Судя по высказываниям высокопоставленных чиновников, для них дроны — дело далекого будущего.

По оценке министра транспорта Максима Соколова, внедрение транспортных беспилотных летательных аппаратов возможно в середине следующего десятилетия. Замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков, прогнозирует, что доставка продуктов дронами в Арктическом регионе может появиться в ближайшие 10-15 лет.

Однако специалисты отмечают, что подобные темпы освоения новых технологий уже дорого обходятся российской экономике.

Виктор Кононов, генеральный директор «ЦентрПрограммСистем», оценивает упущенную выгоду в триллионы рублей: «Упущенная выгода только агрорынка составляет 1 трлн 134 млрд рублей, в том числе 600 млрд рублей — из-за отсутствия практики использования беспилотников для повышения урожайности».

Помимо этого еще 344 млрд рублей могла бы получить отрасль при использовании беспилотников для инвентаризации земель, 150 млрд рублей — для мониторинга и химических работ.

Подготовил

Вячеслав Степовой.

POWERVISION.COM