Энергия амбиций, или Как Астана готовится к ЭКСПО-2017
Мaтeриaлы пo тeмe
Стoлицу Кaзaxстaнa xoтят пeрeимeнoвaть в чeсть Нaзaрбaeвa
Кaзaxстaну прoрoчaт судьбу Укрaины
Нaзaрбaeв дал ход новой экономической политике Казахстана «Нурлы жол»
Микроавтобус останавливается на набережной у подъезда элитного жилого комплекса «Гранд Алатау» — это четыре стильных изумрудных высотки этажностью от 20 до 43 этажей.
Выходить не хочется — и не потому, что не на что смотреть (хотя это, конечно, так), а главный образом ввиду погодных условий. При температуре в -27 градусов по Цельсию любая прогулка уже не кажется удачной затеей.
При этом нельзя сказать, что нам как-то особенно повезло — такая температура для зимней Астаны вполне привычна. Недаром в рейтинге самых холодных столиц планеты Астана занимает почетное второе место — после монгольского Улан-Батора.
Смотреть тут не на что — начинаю фотографировать рыбаков, оккупировавших реку Ишим и провертевших во льду многочисленные лунки.
Все это является частью экскурсии, организованный для журналистов, прибывших в Астану для освещения процесса подготовки к международной выставке «ЭКСПО-2017».
Экскурсия укладывается в три часа — это с учетом посещения самого крупного в городе торгового центра «Хан Шатыр».
Называть Астану молодой столицей — вполне корректно, но не стоит при этом забывать, что на деле история города насчитывает полтора столетия.
Поселение Акмолинск, получившее впоследствии имя «Астана», получило статус города в 1862 году. В советское время Акмолинск стал столицей целинного края, почему и получил от советской власти новое имя — Целиноград.
После развала Союза казахи вернули городу историческое имя Акмола (в переводе с казахского «белая святыня»), а Нурсултан Назарбаев озвучил свое намерение превратить заштатный городок в столицу нового независимого Казахстана. Произошло это летом 1998 года — тогда же Акмола стала Астаной, что по-казахски значит просто-напросто «столица».
В связи с этим Астане если и есть, чем похвастаться, то уж точно не прошлым, а будущим. За 15 лет застроить небоскребами левый берег реки Ишим — дело нешуточное, тут поневоле задумаешься — а то ли еще будет?
Понятно, что с туристической точки зрения амбициозные башни из стекла и бетона интереса не вызывают, зато самолюбие казахстанцев они тешат изрядно.
Разработкой генерального плана развития города занимался легендарный японец Кише Курокава (российскому читателю он известен как архитектор многострадального стадиона «Зенит Арена»), а ряд зданий созданы по проектам таких звезд мировой архитектуры как Норман Фостер (Дворец мира и согласия, ТЦ «Хан Шатыр», строящийся небоскреб «Абу-Даби Плаза») и Манфреди Николетти (потрясающей красоты здание центрального концертного зала «Казахстан»).
Вот и в ситуации с ЭКСПО правительство Казахстана явно демонстрирует, что взятую когда-то планку опускать отнюдь не собирается. Проект поручили архитектурному бюро «Adrian Smith + Gordon Gill Architecture LLP», участвовавшем в создании самого высокого небоскреба в мире «Бурдж-Халифа» (Дубай, ОАЭ), а также разработавшем проект башни «Jeddah Tower» (Джидда, Саудовская Аравия), которая к моменту постройки отнимет у «Бурдж-Халифы» это звание.
Это бюро разработало план, согласно которому на территории площадью в 174 гектара в ускоренном режиме возводятся 35 объектов, среди которых ряд выставочных и концертных залов, торговый комплекс, современные жилые дома, главный павильон, спроектированный в форме сферы, и много чего еще.
Эта самая Сфера заслуживает отдельного разговора. На первом из восьми уровней будет расположен Национальный павильон Казахстана (по площади он в несколько раз превосходит даже самые крупные из павильонов других стран), там же планируется размещение музея высоких технологий и музея истории Казахстана.
Дальше следуют 6 экспозиций, разрабатывающих тему альтернативных источников энергии. Энергия космоса, Энергия солнца, Энергия ветра, Энергия биомассы, Кинетическая энергия, Энергия воды — каждая из этих тем займет по уровню.
А на самом высоком уровне разместится экспозиция под названием «Астана будущего» — там можно будет увидеть, как изменится облик города, когда все эти новые технологии будут внедрены в жизнь.
А для мероприятий культурного толка строятся концертный зал «Холл Энергии» и арт-центр. Обещают, что во время проведения ЭКСПО развлекать посетителей среди прочих будет команда всемирно известных акробатов «Cirque du Soleil».
Иными словами, в проекте все это выглядит захватывающе — дай бог, чтобы на уровне исполнения организаторов не поджидали какие-нибудь сюрпризы. Хотя почва для опасений имеется — буквально за три дня до нашего визита на стройплощадке ЭКСПО-2017 произошло обрушение одной из конструкций.
Слава богу, никто из строителей не пострадал, да и само обрушение нельзя назвать фатальным — нагрузки не выдержала одна из декоративных арок, связывающих выставочные павильоны, — но сам факт внушает тревогу.
Одно дело, если причина в том, что при возведении конкретно этого объекта были допущены какие-либо нарушение, и совсем другая ситуация, если ЧП связано с определенными системными просчетами — ошибкой в проектировании или использовании некачественных материалов. Если так, то повторение инцидента не станет ни для кого неожиданностью.
Еще одним негативным моментом можно назвать системную коррупцию, с которой Назарбаев вроде бы ведет беспощадную борьбу, но пока никак не может выиграть. Близость к большим деньгам явно отбивает у людей чувство самосохранения — ибо как иначе объяснить тот факт, что массовые задержания высших чинов национальной компании «Астана ЭКСПО-2017» летом 2015 года нисколько не насторожили других любителей обогатиться за счет государства.
Речь идет о задержании должностных лиц АО «Байтерек Development», за откат обеспечивавших строительные компании подрядами на ЭКСПО. Хотя коррупционные скандалы это всегда палка о двух концах: с одной стороны репутационный ущерб и свидетельство нездоровья системы, а с другой — возможность сбросить определенный вредоносный элемент и, как следствие, двинуться вперед с чуть большей скоростью.
Борьба с коррупцией — даже в том случае, если она носит показушный характер — все равно в какой-то степени оказывает на все процессы благоприятное влияние.
Нашей группе удалось посетить ряд готовых объектов — несколько международных павильонов, пресс-центр и жилой сектор — другие же объекты мы застали лишь на стадии строительства.
На такой стадии перед нами предстала, например, уже упомянутая Сфера — хотя по ее внешнему виду уже можно с уверенностью утверждать, что к концу зимы объект будет приведен в состояние готовности.
Сама выставка стартует 10 июня — время еще есть, хотя и совсем немного. Но надежда на то, что казахстанцы с поставленной задачей справятся, вполне обоснована — раз им за два десятилетия удалось посреди степи возвести огромный современный город, то задача подготовиться к ЭКСПО у них не должна вызвать никаких затруднений.
Евгений Вихарев.
Фото автора.