Никита Михалков: «Иногда жесткость необходима»

Пoслeднee врeмя Никитa Миxaлкoв мнoгo гoвoрил o нaциoнaльнoм сaмoсoзнaнии дeтeй и o тoм, что его разрушает.

Что такое «плохо», режиссер сказал. Ну а как «хорошо»? Какие ценности и идеалы подойдут подрастающему поколению? У Никиты Сергеевича есть ответ и на этот вопрос.

Знаменитый «Дядя Степа» справил юбилей. Бессмертному произведению Сергея Михалкова про доброго великана «по фамилии Степанов и по имени Степан» исполнилось 80 лет.

В Москве прошло несколько культурных мероприятий, посвященных этому событию, в том числе и литературный вечер, на котором известные артисты читали отрывки из «Дяди Степы». Был на вечере и сын Сергея Владимировича — Никита Михалков.

Мы расспросили его и об отце, и о любимом произведении многих поколений. Ну и, конечно, о традициях знаменитой семьи Михалковых. О том, как воспитывал в свое время папа Никиту Сергеевича и как он теперь сам — своих детей и внуков. Напомним, что у режиссера четверо детей и уже девять внуков!

«ДЯДЯ СТЕПА – ЭТО МОЙ ПАПА»

- Никита Сергеевич, а у вас какой персонаж из произведений отца самый любимый?

- Думаю, что как раз дядя Степа, потому что я тоже на нем вырос.

- А скажите, был у дяди Степы прототип или это вымышленный герой?

- Его прототип — это Сергей Михалков. Папа всегда был очень высокого роста, в детстве его долговязость вызывала насмешки сверстников, его дразнили за это, и он, пока не стал взрослым, всегда хотел быть пониже, чтобы не выделяться. Но потом, конечно, решил, что ничего в этом плохого нет. Поэтому и выдумал такого персонажа, который благодаря именно своему росту и доброте стал любимым героем детей и взрослых.

- Какой же рост у дяди Степы?

- Судя по рисункам, по иллюстрациям к этой поэме, думаю, в районе 195. Баскетбольный рост.

- А как вы думаете, сможет ли он остаться героем для современных детей, затмить других персонажей?

- Я не думаю, что его задача — кого-то затмевать. Но то, что это произведение издается до сих пор миллионными тиражами, говорит о многом. «Дядя Степа» продолжает жить. И несмотря на то что ему уже 80 лет, он всегда остается молодым. Потому что он всегда рядом с детьми и всегда остается для них героем. Детям нужны герои, детям нужны те, кому они хотят подражать. И таким героем для пяти поколений наших россиян как раз и стал дядя Степа.

«ПУТЬ НАИМЕНЬШЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ОПАСЕН»

- А скажите, у вас в семье есть какие-то традиции, ритуалы, которые передаются из поколения в поколение?

- У нас из поколения в поколение в храм ходили по воскресеньям. Я думаю, что для детей нашего рода это и есть самый главный ритуал.

- Сергей Михалков был строгим отцом?

- Да, у нас было строгое воспитание. И папа, и мама нас воспитывали правильно, я считаю. Причем отец всегда оставался на уровне детей, и его отношения с детьми никогда не были отношениями взрослого и ребенка. Он всегда говорил на языке ребенка. И не только со своими детьми, поэтому, я считаю, он и стал известным детским писателем.

- А за что вас наказывали?

- За вранье наказывали, за ложь. И это очень, я думаю, правильно. Я продолжаю эти традиции.

- У вас в семье есть какие-то особые правила: как общаться с детьми, чтобы они слушались?

- Нужно с ними разговаривать как со взрослыми. И доверие должно быть. И максимально понятное объяснение цены лжи.

- Ну как, например, вы можете объяснить современным детям, что книга гораздо лучше и полезнее, чем гаджет?

- Во-первых, надо установить определенные правила. Например, четко определить время, когда ребенок может пользоваться гаджетом, и не выходить за рамки этих ограничений.

Изобретатели гаджетов — это известно и, кстати, очень важно — вообще запрещали своим детям пользоваться ими: те писали ручками, читали бумажные книги. Потому что их родители понимали, насколько опасен этот путь наименьшего сопротивления, позволяющий легко получать любую информацию. Они заставляли детей запоминать, развивали их память, учили искать не в Google, а в библиотеке. Вот как воспитывали детей те люди, которые понимали всю опасность этого.

А для многих сегодняшних родителей дать ребенку гаджет — значит его успокоить, чтобы он не мешал им жить своей жизнью. Вот это опасно. И про это надо помнить всем.

«ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И СГОДИЛСЯ»

- Что нужно показать ребенку, чтобы он в жизни понял что-то самое важное?

- Страну нашу. Надо ездить по ней, путешествовать. Показывать ее невероятную мощь, бескрайность. Фольклор тоже важен. Я не имею в виду лапти и онучи — я имею в виду привитие ребенку вкуса к жизни в том месте, где он родился. «Где родился, там и сгодился» — так испокон веков говорили в России.

- А ваши внуки принимают все эти традиции, устои? Понимают, что ваша семья на особом счету, под пристальным вниманием?

- У меня самого была одна история: я долго не мог понять, чем вызвано такое отношение ко мне, когда я честно рассказал о том, как проспал школу, потому что у нас были гости и всю ночь Святослав Рихтер играл на рояле. Я потом только понял значение того, что происходило и какие великие люди у нас бывали. Но, к счастью, и мои дети, и внуки знают этому цену. Дети очень много ездили со мной в экспедиции, смотрели мир, смотрели нашу страну в разных ее уголках. И они понимают цену благополучия.

- Вы показываете внукам, насколько тяжел ваш труд, сколько времени он занимает?

- Я ничего не показываю — они смотрят и сами все видят. Я не делаю им назиданий, не читаю нотаций. Но есть моменты в жизни, когда необходимы жесткость, твердость, убежденность и, если хотите, определенное насилие. Но оно на пользу, оно идет во благо.

- Наверное, обижаются, когда их наказывают, в чем-то ограничивают?

- Конечно. Но потом, когда у них появятся свои дети, поймут, что родители были правы. И я абсолютно убежден, что мои родители были правы, когда меня наказывали, когда меня воспитывали терпением, когда было много табу. Просто все эти табу были оправданны, и они были объяснены.

«СЕГОДНЯ ДЕТИ, ЗАВТРА – НАРОД»

- Вашим внукам многое нельзя?

- Конечно. Много чего — «нет». Но надо понимать, что тут общего для всех рецепта быть не может: мол, запретите детям это, это и это — и сразу все будет хорошо.

У каждого свой характер, у каждого своя жизнь, у каждого своя температура восприятия мира. И попытки под единую гребенку всех подстричь всегда приводят к беде. А когда идет разговор индивидуальный — это уже другое качество воспитания. Вот почему я считаю, что в классе должно быть не 50 человек, а максимум 12.

- Разве возможно это реализовать в российских школах?

- Это трудно. Есть, конечно, элитные школы — дорогостоящие и не всем доступные. Но я думаю, здесь еще имеет значение качество преподавания, качество подготовки людей, которые берут на себя смелость воспитывать и учить детей. И, конечно, необходим стократный подъем значения учителя в сознании народа и в сознании государства.

- Как считаете, какие предметы можно было бы добавить в школьную программу для расширения кругозора, культурного развития?

- Я считаю, что нужно расширить гуманитарную сторону обучения. Русская литература, география, история — это то, что дает возможность знать свое прошлое, знать страну и мир, учит излагать свои мысли на бумаге, думать. И это то, чему нужно учить. Это возрождение национального самосознания культурных людей некогда самой читающей страны в мире.

Недаром происходят изменения и в Министерстве образования, и очень много внимания руководство страны уделяет детям, вопросу о том, какими они должны быть… Когда-то мой отец сказал: сегодня — дети, завтра — народ. И это чистая правда. Так что воспитание детей — дело государственной важности.

Валерия Хващевская.

Фото В. Тарканова.

ТАСС/В. Савостьянов.