Михаил Осокин: Война жабы и гадюки, или Кроули в помощь
Oбoзрeвaтeль Sobesednik.ru — o нoвыx пeрспeктивax бoрьбы с экстрeмизмoм и сaтaнистax кaк oпoрe развития Кубани.
В интернете развернулся сбор подписей под петицией за отмену статьи 282 Уголовного кодекса. Это так называемая «статья за экстремизм». По закону, если петиция наберет 100 тысяч голосов, ее будут рассматривать в правительстве и в Госдуме — и судя по темпам голосования, к Новому году эта цифра уже будет превзойдена.
В петиции говорится: статья сформулирована таким образом, что допускает огромное количество произвольных трактовок.
В романах Сервантеса можно встретить описание золотого века, который когда-нибудь наступит: там царит правда и судьи судят беспристрастно, по простым и понятным законам. Так рассказывал Дон Кихот своим друзьям — но что с него взять: сумасшедший. А в России законодатели люди практичные, и они так составили закон, что судьи могут трактовать статью 282 как угодно. Что они и делают: цифры свидетельствуют, что в России все чаще сажают за публикации, которые власти трактуют как экстремистские.
Президент Путин в одном из своих выступлений сказал: «У нас не 37-й год — никто за слова не хватает». У многих правозащитников к нему один и тот же вопрос: почему же тогда в тюрьмах столько людей, которых называют экстремистами, а правильнее было бы называть политзаключенными? В наиболее пессимистических комментариях блогеры повторяют цитату из Оруэлла: «Когда вокруг лгут, говорить правду — это экстремизм».
И все больше дел, которые как будто взяты из романа Оруэлла. В Ростовской области полицейский уговорил знакомого разместить свастику на его странице в соцсети (ведь это шутка, ничего не будет) — а потом заявил о нем в прокуратуру ради галочки в отчетности. А некоторые борьбу против экстремистов и свастики развернули даже за пределами России — на такую мысль могут навести сообщения из Монголии. Возможно, это будет самая удивительная новость уходящего года: в Улан-Баторе сотрудник российского посольства ударил бутылкой по голове известного монгольского певца Амармандаха. Российские блогеры стали дружно постить клипы певца — чтобы понять, что так возмутило сотрудника нашего посольства, проникнуться его чувствами.
Позже монгольская полиция сообщила, что российский дипломат избил господина Амармандаха на концерте из-за свастики на одежде певца — такой орнамент широко распространен у буддистов. А внутри России обвинения в экстремизме все чаще используются в борьбе против акций протеста населения. Когда в Асбесте рабочие выступили с требованиями ликвидировать задолженность по зарплате, руководство предприятия объявило их экстремистами — и вместо зарплаты прислало к ним ОМОН. Рабочие сочли за лучшее прекратить свою акцию и стали действовать более традиционно — записали видеообращение в стиле «Путин, помоги».
И, похоже, для власти статья 282 УК будет все более важным оружием — потому что недовольство среди населения нарастает. Трудно ожидать иного в условиях, когда люди видят инфляцию, безработицу, падение доходов.
В Москве замахнулись даже на такой сакральный символ, как Крым: дотации ему в 2017 году будут сокращены. В соцсетях звучат опасения: а вдруг крымчане обидятся и захотят провести новый референдум? Другие им отвечают: «А новый референдум — это уже будет тот самый экстремизм и призыв к свержению власти». А кто-то пишет, что по поводу каких-либо референдумов вообще говорить не о чем: «Кремль никогда не допустит у себя того, за что он борется во всем мире».
Практически каждый день появляются сообщения о сокращении социальных программ. И дальше может быть хуже, потому что жизнь кардинально отличается от того, что нам пытаются нарисовать власти, что нам показывают в трансляциях из Госдумы или из правительства — когда звучат заявления о важных экономических успехах. Как это формулирует Пелевин, «трансляция происходящего вовсе не доказывает, что оно происходит».
Например, Путин сейчас поручил правительству добиться темпов роста больше, чем среднемировые. Но тут же с разных сторон появились отклики: это утопия — с чего расти производству, если доходы населения падают, внутренний рынок сужается, а нефть вдвое дешевле, чем три года назад.
К тому же производственные мощности устаревают — и при этом исчезает еще культура производства и обслуживания сложной техники. Об этом напомнила целая череда катастроф: аварии на авианосце «Адмирал Кузнецов», бесконечные срывы в испытаниях ракеты «Булава», крушение космического грузовика «Прогресс». После последней аварии появилась мрачная шутка: сегодня выражение «Россия идет по пути прогресса» выглядит довольно двусмысленно.
А путь, по которому сейчас идет Россия, может оказаться довольно длительным: в правительстве объявили, что застой продлится 20 лет. В оппозиционных газетах по этому поводу можно встретить апокалиптические сценарии — что для власти это означает крах. У Кремля при таком развитии событий просто перестанет хватать средств на содержание расплодившихся чиновников и силовиков, и в борьбе за уменьшающуюся кормовую базу одна часть элиты кинется на другую.
Такая борьба кланов — сюжет древний, еще из античности, когда в качестве пародии на Гомера появилась знаменитая «Батрахомиомахия» — поэма о войне мышей и лягушек. Сейчас в рунете это чаще называют войной жабы и гадюки. И по этим же сценариям такая война кланов будет неизбежно сопровождается усилением репрессий против всех, кто покажется подозрительным — как это делают уже сейчас по статье об экстремизме.
В Москве кромсают федеральный бюджет, а в регионах стараются придумать, как выжить в кризис — и, похоже, самая экзотическая идея родилась на Кубани. Там местные казаки решили поправить экономическое положение своего региона с помощью магических ритуалов: они установили в Краснодаре памятник знаменитому сатанисту Алистеру Кроули, «Зверю 666», как он сам себя называл. А краснодарские казаки называют Кроули ангелом-хранителем кубанской земли — они говорят, что он в своих мистических откровениях предсказал процветание края и провозглашение его «Регионом 93». Это число и изображено на памятнике: казаки обещают зажигать вокруг него магические огни и водить хороводы.
К слову, Кроули однажды побывал в Москве, и его потряс Кремль. Жаль, что он не посетил и Кубань — интересно, что бы он сказал о тамошних казаках…