«Почта России» не считается с подписчиками газет и журналов
Вoзмoжнo, мнoгиe пoдписчики гaзeт и журнaлoв больше не смогут получать любимые издания.
Недавно «Почта России» подняла тарифы на перевозку периодики. К сожалению, в этой сфере почта является монополистом.
О том, что большинство издательств переживает тяжелые времена, мы писали много раз: тут, здесь, и снова тут.
Несколько лет назад столичное правительство, а за ним и регионы сильно сократили число газетных киосков, поэтому продажи печатной прессы резко пошли на убыль.
Недавно подорожали услуги типографий. А теперь новая беда — департамент по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг «Почты России» разослал по издательскому рынку официальные уведомления о повышении тарифов на перевозку периодики.
Почтовики предупредили, что с 1 июля 2017 года они попросят за свою работу сумму, которая будет от 25 до 46% больше предыдущей. У издателей есть только один выход — повышать стоимость газет и журналов. Или закрываться.
За последние годы подписные тиражи и без того упали на 40%, а теперь пресса становится простому читателю совсем не по карману. Сложилась парадоксальная ситуация: часто купить номер газеты в киоске дешевле, чем по подписке. А ведь она замышлялась в том числе и для того, чтобы люди, оплатившие покупку и доставку издания сразу за несколько месяцев, могли сэкономить свои средства.
Проблема в том, что «Почта России» — монополист в этом сегменте рынка, поэтому уйти к конкуренту, как в других отраслях, издателям не удастся. Производителям СМИ приходится вслепую соглашаться на те условия, которые им навязываются.
Похоже, чиновники нашли дополнительный способ уничтожить бумажную прессу в стране. И это очень опасная тенденция — к выборам президента РФ в 2018 году подписка в стране может рухнуть на две трети по сравнению с ее показателями, существовавшими во время предыдущих президентских выборов. А это уже удар по интересам Кремля в регионах.
«Мы проследили одну тенденцию: в регионах с высокой плотностью подписки выше была и явка на избирательные участки во время последних выборов в Государственную думу, и наоборот, там, где плотность подписки низкая, там и уровень явки оставляет желать лучшего. Зависимость явки на выборы от уровня подписки на печатные СМИ прямая», — сказал председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.
Глава Комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин рассказал, что, например, в Пензенской области почта получает около 60% прибыли от подписки. При этом ведомство даже не поощряет своих сотрудников за увеличение числа подписчиков.
«Дошло уже до того, что конкурсы на лучшего почтальона проводятся не как мероприятия почтовиков по сплочению и стимулированию их работников, а как спонсорские акции районных газет. Большинство редакторов области уверены, что без этих акций подписка стремительно упадет», — говорит Левин.
Эксперты рынка не сомневаются, что первыми пострадают именно небольшие газеты, лишенные поддержки региональных и местных бюджетов. А ведь они стали очень важным элементом жизни провинциальных городов.
Если о новостях крупных городов трубит весь интернет, то в провинции люди зачастую узнают местные новости из единственного издания, которое пишет исключительно об их жизни. Если стоимость подписки районных газет резко взлетит, газеты просто не выживут.
Сегодня эксперты предлагают вернуть субсидии на доставку подписных тиражей населению в размере 6 млрд рублей в год. И хотя такое решение радикальным образом изменило бы ситуацию на издательском рынке, Минфин выступил категорически против него. То есть у России, как всегда, свой особый путь. Если в развитых странах государство дотирует подписку на периодику для населения, то в России такая помощь не предусмотрена.
Наталья Пуртова.
ТАСС/ИНТЕРПРЕССА/А. Швец