Земле грозит водяной голод

Мaтeриaлы пo тeмe

В Кaлифoрнии нaучились дeлaть винo из вoды

Лeдянoй пoкрoв Aнтaрктиды прoдoлжaeт увeличивaться

Изрaиль и СШA серьезно поссорились

Треть из 7,5 млрд людей в мире имеет ограниченный доступ к пресной воде. 

По мере увеличения населения планеты будут расти и проблемы, связанные с дефицитом воды не только питьевой, но и предназначенной для сельского и домашнего хозяйства, а также промышленности. Найдет ли человечество способ спасти себя от обезвоживания?

Главный орган ООН по водным проблемам UN-Water сообщил, что на Земле около 35 млн куб. км пресной воды, но из них потенциально доступны для использования человеком только 13%. Они хранятся в подземных грунтовых водах, еще около 3% — в озерах и реках.

С одной стороны, еще из уроков географии известно о круговороте воды в природе и о том, что общий объем воды со времен «создания» Земли не изменился: как был 1500 млн куб. км, так и остался (включая соленый Мировой океан, на который приходится 98% водных ресурсов планеты).

Но проблема в том, что год от года качество пресной воды ухудшается, в основном из-за антропогенного воздействия. По данным ученых, из-за добычи подземных вод, необходимых в том числе для выращивания скота и сельскохозяйственных культур, дельты рек мелеют, а десятки тысяч больших плотин искажают естественные потоки рек, от которых зависели экосистемы на протяжении тысячелетий. Добавьте сюда ущерб от загрязнения рек нечистотами из канализаций, сельхозудобрениями, пестицидами и нефтепродуктами, и станет понятно: чистой воды на Земле остается все меньше и меньше.

ВОДА ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ

Если загрязнение воды продолжится, то уже через 20 лет половина населения всего мира столкнется с угрозой водного дефицита.

На фоне таких прогнозов ученых один из наиболее перспективных путей обеспечения людей водой — опреснение морской воды. Этот способ сегодня не даст «пересохнуть» прежде всего засушливым и малообводненным территориям, примыкающим к морским берегам.

Путем опреснения морской воды проблему водоснабжения решают Китай, Япония, Кипр, Испания, США, Израиль, Казахстан, страны Персидского залива и многие другие. Несмотря на то что у тысячи заводов по опреснению воды по всему миру довольно благородная миссия, они же зачастую создают серьезные экологические риски.

Удаление соли из морской воды приводит к образованию концентрированного шлама — «рассола», который в два раза тяжелее морской воды и содержит примеси, наносящие вред морским обитателям при сбросе обратно в море. Если избавляться от шлама на суше, он, просачиваясь сквозь почву, проникает в подземные воды, засаливая пресные источники. Кроме того, опреснительные установки выделяют огромное количество углекислого газа, так как работают на ископаемых видах топлива.

Опресненная вода считается мертвой. При очистке она теряет минералы — и полезные, и не очень, — но не может полностью избавиться от солей брома и содержит, как подтверждает ряд исследований, концентрации дейтерия (тяжелых изотопов водорода), вызывающие раковые заболевания. В Израиле, уверяют тамошние ученые, населению в качестве питьевой поставляют именно мертвую воду. Те, кто занимается опреснением морской воды, этот факт отрицают.

Тем не менее, понимая важность сохранения генофонда своих народов, большинство государств разрешает использовать продукцию опреснительных установок только для технических и хозяйственных нужд.

Так, на Мальте, в Катаре, Объединенных Эмиратах и других странах опресненная морская вода идет на нужды сельхозпредприятий и промышленности и частично в водопровод, но не для употребления внутрь. Питьевая вода завозится из-за рубежа и продается в бутылках и на розлив.

Саудовская Аравия импортирует питьевую воду из Новой Зеландии, Мальта — из Италии. В Кувейте для питья используются водопроводы, протянутые из Ирака и Ирана. На Кипр, когда в засушливые годы заканчиваются собственные запасы в водохранилищах, пресную воду везут из Греции.

ОТ СИБИРИ ДО КРЫМА

В России глобальных проблем с пресной водой нет. Пока, во всяком случае. Мы вообще, если можно так выразиться, водный донор мира. Один Байкал чего стоит! Но, не ровен час, можем остаться и без его ресурсов. Того и гляди шибко «умные» головы подмахнут бумаги, позволяющие по трубопроводу экспортировать воду из озера в северные районы Поднебесной, испытывающие нехватку питьевой воды.

Слава богу, находятся еще чиновники, понимающие, что забор воды из озера на продажу будет преступлением для будущих поколений. Да и хватит уже Байкалу вреда, нанесенного местным целлюлозным комбинатом! В районе слива в озеро воды из отстойников образовалась мертвая зона, из-за чего часть его зарастает водорослями.

Если уж говорить о пресноводных проблемах, стоит вспомнить Крым. Здесь нехватка воды с каждым годом ощущается все болезненнее.

В связи с тем, что стали экономить на поливе, началось капиллярное засоление почв, особенно в северном Крыму. Через два года, по словам ряда специалистов, север и центр Крыма превратятся сначала в солончаковые пятна, а затем сольются и убьют сельское хозяйство. Через 20 лет полуостров может стать соленой пустыней, опасаются крымчане и эксперты.

Директор «Крымводпроекта» Николай Снегур посчитал, что запасов подземной воды на полуострове хватит на два года и выйти из положения можно благодаря строительству нескольких опреснительных заводов.

На этот счет уже подсуетились итальянцы. Цена вопроса — 50 млрд рублей. Таких денег у полуострова нет. Но даже если найдутся, экоэксперты уверены: полученные в процессе опреснения черноморской воды «рассолы» нанесут вред экосистеме Крыма.

К тому же потребуется немало природной воды, чтобы разбавлять опресненную воду для употребления, а также огромное количество электроэнергии, которой у Крыма нет.

- Ничего пока не говорит в пользу предположения о том, что через два года запасы подземных пресных вод Крыма будут исчерпаны. По мнению одних ученых, в Крыму пресной воды много быть не может, по мнению других — подземной воды там не может не быть, — говорит директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян.

По его словам, прежде чем затевать проекты со строительством опреснительных заводов, надо сделать геофизическое магнитное сканирование Крыма, которое на глубине до 300 м выявит перспективные водные месторождения.

«Такую разведку можно провести за 2-3 месяца и за 40-50 млн рублей, — уверяет Данилов-Данильян, — но когда высокое начальство слышит, что проблему снабжения Крыма водой можно решить за такие деньги, оно теряет к проекту интерес. Зато он просыпается, если стоимость проекта оценивается минимум в 1 млрд рублей. Строительство опреснительных заводов как раз вписывается в этот критерий. Если итальянцы построят завод, мы столкнемся с утилизацией «рассола». Если выливать его в открытое море в трех километрах от берега — ничего страшного, но кто у нас будет вкладывать деньги в строительство такого трубопровода ради экологии? Скорее, «рассол» станут сливать в ближайшую бухту».

ВОДА В РЕШЕТЕ

Сегодня ученые ломают голову над тем, как обеспечить человечество пресной водой. Например, предлагают использовать для этого гигантские водные запасы… под океанским дном, которые не так давно были обнаружены на континентальном шельфе по всему миру.

Согласно публикации в журнале Nature, запасы воды низкой солености, спрятанные под морской водой, оцениваются в 500 тыс. куб. км и могут быть использованы для доставки в испытывающие водяной голод прибрежные населенные пункты ряда стран.

Как говорит Винсент Пост из австралийского Национального центра по исследованию и изучению подземных вод: «Объем этого водного ресурса в сто раз превышает количество воды, извлеченное из-под поверхности Земли за весь XX век, и может поддержать некоторые регионы в течение десятилетий». Главное — понять, как выкачать обнаруженные водные запасы.

А вот ученые из Манчестерского университета недавно объявили: «Проблема с нехваткой воды во всем мире будет решена в ближайшее время!»

В научном журнале Nature Nanotechnology команда физиков опубликовала статью, в которой описала созданный ими уникальный способ опреснения морской воды с помощью фильтров из графенового «решета». Чтобы оно пропускало только молекулы воды, команда из Манчестера под руководством доктора физических наук Рауля Нэйра придумала окислять графен и обрабатывать его эпоксидной смолой, чтобы при соприкосновении с водой наномембраны фильтра не расширялись и не пропускали ионы солей.

Судя по всему, ученые не оставят нас без воды, но это не значит, что, надеясь на них, можно продолжать издеваться над природой. Лучше всем странам по примеру Колумбии и Боливии принять закон о том, что Земля — живой организм и ее надо беречь как любое живое существо.

Елена Хакимова.

REX/FOTODOM.RU