Застрял между РФ и Украиной

Грaждaнин Укрaины Aлeксaндр М. oкaзaлся в интeрeснoм пoлoжeнии — Рoссия не дает ему гражданства, а Украина не пускает обратно.

40-летний Александр М. приехал в Россию на заработки еще в 2000 году. Вначале работал по трудовой книжке рабочим на железной дороге. Пять лет назад мужчина потерял паспорт. Восстанавливать его не поехал — к тому времени он уже работал без трудовых договоров, что называется, нелегально.

И все бы хорошо, но весной этого года Александру отрезало ногу — переходил железную дорогу в неположенном месте. В больнице у него спросили документы. Узнав, что у мужчины нет ни паспорта, ни полиса, его оформили как неизвестного, продержали три недели и выписали, не выдав при выписке никаких справок.

Действия врачей Александра крайне возмутили: как теперь оформлять инвалидность?

«На самом деле в больнице поступили в высшей степени гуманно, записав его как неизвестного. Если бы его оформили как гражданина иностранного государства, то выписать обязаны были бы буквально на следующий день — оказать первую помощь и отправить лечиться в платную клинику», — комментирует юрист международной общественной организации помощи мигрантам TONG JAHONI Валентина Чупик.

Где теперь получать пенсию по инвалидности? Вопрос спорный. Оставшись без ноги, Александр М. вспомнил, что прописан на территории Донецкой республики, а его дом пострадал в результате бомбежек и теперь для жизни не пригоден.

А посему, считает Александр, он имеет право на получение в России статуса беженца и в дальнейшем российского гражданства.

Однако с юридической точки зрения не все так просто.

«Он уже нарушил закон — жил и работал в России нелегально, а потому подлежит депортации, — комментирует Валентина Чупик. — Впрочем, из гуманитарных соображений Россия может закрыть на это глаза и предоставить Александру убежище. Однако никаких прав на пенсию и бесплатное лечение этот статус не дает — он дает только право оставаться в России».

Теоретически после года пребывания в России в этом статусе Александр М. имеет право запросить гражданство. Однако дадут его только через несколько лет, если вообще дадут. Претендент на российский паспорт обязан иметь доход не ниже определенного уровня, установленного для каждого региона, желательно также иметь жилье.

А какой доход может быть у безногого инвалида? Сейчас Александра временно приютила его бывшая соотечественница Елена С. С предыдущей квартиры мужчине пришлось съехать: «Платить нечем».

Теперь, жалуется Александр, ему нужны перевязки — делать их приходится самому, причем одна из кистей у него сломана в результате наезда электрички. «Медсестра меньше чем за тысячу прийти не соглашается, — возмущается Елена С. — У него денег нет, у меня тоже. Я плачу за жилье плюс у меня ребенок».

Статус инвалида и пенсию по инвалидности Александру обязана предоставить Украина. Она платит пенсии всем жителям ДНР и ЛНР. Но и тут страдальца поджидал подводный камень.

«Согласно международной конвенции, гражданин, отсутствующий в стране и проживающий неизвестно где пять лет и более, признается безвестно отсутствующим и лишается гражданства. Он имеет право обратиться в родную страну и запросить гражданство заново. Но это гражданство ему предоставлять не обязаны — это уже на усмотрение страны», — говорит Валентина Чупик.

Родственники Александра уже обращались от его имени в миграционную службу Украины. Но не тут-то было. Украина не желает принимать обратно в свое государство представителя мятежной ДНР.

Вот и остался Александр М. в подвешенном состоянии: и Россия гражданство не дает, и Украина обратно не пускает.

Одна надежда на правозащитников. Председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Мария Баст уже заявила о том, что будет бороться за предоставление Александру М. статуса «убежище» и гражданства.

Юрист обратилась в органы соцзащиты с требованием поместить Александра М. в дом инвалидов, назначить ему бесплатное лечение и пенсию.

«Я думаю, учитывая гуманитарную ситуацию в Донбассе, Россия может сделать для Александра исключение. Раз его не признает Украина, МВД России может хоть сегодня выдать ему временное удостоверение личности. Дальнейшей судьбой Александра обязана заняться местная администрация», — полагает адвокат.

И хотя платить пенсию Александру Россия не имеет права, она может найти другие способы материальных выплат: «Назвать это не пенсия, а соцпомощь. Бросать его государство не имеет права».

Да и депортировать Александра теперь не получится, ведь для Украины он больше не гражданин.

Если Мария Баст готова биться за права Александра, то Валентина Чупик относится к проблеме более сдержанно: «Нельзя поощрять иждивенчество. Мало какая страна так вот даст гражданство инвалиду и будет его всю жизнь кормить, поить и содержать. Все хотят принимать в гражданство молодых, работающих, перспективных. Безногий — это не приговор. Раз уж Александр решил стать гражданином России, пускай работает. Он сапожником может быть, сборщиком часов и так далее. Россия не обязана платить всем пенсию».

Аделаида Сигида.

DEPOSITPHOTO/PHOTOXPRESS