Удалось ли обелить вождя?

Пeрвый кaнaл зaкaнчивaeт пoкaз сeриaлa «Влaсик. Тeнь Сталина» — о личном телохранителе вождя. 

Это новый взгляд на «отца народов» и его ближайшее окружение. Некоторые спорные моменты мы обсудили с писателем, историком спецслужб Анатолием Терещенко.

  • Слишком мягкий образ вождя в первых сериях.

- Моя родная тетка работала у Сталина помощницей на кухне. Совсем молоденькой была. Она вспоминала: «Иду по коридору впервые, несу борщ — вдруг навстречу Сталин. С теплой улыбкой спрашивает: «Новенькая? Как тебя зовут? Хорошо будешь работать, Аня?»

Он не выглядел тираном, наоборот, доброжелателен и вежлив.

  • Сталина в кино представили брюнетом, а не рыжим, каким мы привыкли его видеть.

- Та же тетка Анна вспоминала его как жгучего брюнета в 20-е.

Возможно, потом волосы порыжели — так бывает. И лицо, побитое оспинами, и желтые глаза. Но совсем не злые.

  • По версии авторов фильма, Аллилуева совершила самоубийство не из-за мужа-тирана, а потому что болела.

- Я читал архивные источники — там написано, что отец и брат Аллилуевой страдали душевной болезнью. Надежда могла покончить с собой под воздействием недуга. Так что такой поворот в сценарии вполне оправдан.

  • Уже не первый год раздаются голоса: сколько можно «жевать кино» о Сталине.

- Не согласен — надо снимать. Но показывать и плюсы, и минусы этой исторической фигуры. Нельзя ему простить репрессии и начало войны, когда солдаты оказались «пушечным мясом», — Сталин не верил, что Гитлер нападет, поэтому не успели подготовиться. Но он поднимал страну, был человеком с созидательным началом, чего сегодняшним представителям власти не хватает.

«ЛИЧНОСТЬ СТАЛИНА ЕЩЕ ИЗУЧАТЬ И ИЗУЧАТЬ»

- Сталин, бесспорно, неоднозначная фигура, — говорит режиссер ленты Алексей Мурадов. — Поднял страну — из крестьянской, разрушенной она превратилась в великую индустриальную. Появились заводы, фабрики, станки, машины… Войну выиграли. Но были и репрессии.

В общем, личность Сталина, как и саму эпоху, еще изучать и изучать: лишь обладая доскональным и всесторонним знанием, можно будет делать выводы. Ни одного человека, тем более государственного деятеля, нельзя красить одной краской.

- У вас были консультанты на съемках?

- Конечно. И профессиональные историки, и специалисты по костюмам, по реквизиту. К сожалению, не всегда есть возможность воспользоваться тем, что они предлагают. Например, нужен танк Т-34. А его сейчас не найдешь для кино. В 90-е многое было разрушено, разворовано, утеряно.

- Вы были знакомы с дочерью Власика Надеждой Николаевной, которая умерла несколько лет назад?

- Я стараюсь не знакомиться с родственниками тех, о ком снимаю кино. Намеренно не встречался, например, с наследниками Жукова (сериал про Маршала Победы также снимал Мурадов. — Ред.). Насколько знаю, они были этим недовольны, но в итоге поняли, что мы снимали кино с большой любовью к нашему герою. Опыт показывает, что у родственников всегда предвзятое отношение.

- Как подбирали актеров на роли в своей нынешней картине?

- Кастинг был очень большой, я посмотрел порядка 300-400 актеров, не считая массовки. Это была серьезная работа, которая заняла много времени и сил. Самыми убедительными оказались те, кого вы видите в картине.

- Вы считаете, Сталина все же убили?

- Думаю, его не оставили в покое…

«ДЛЯ КОГО-ТО ЭТА ЭПОХА – САМАЯ СВЕТЛАЯ»

- О том времени я знаю и сужу по рассказам моей бабушки, — поделилась своими ощущениями и исполнительница главной женской роли Ольга Погодина. — Ее муж (мой дедушка) погиб на фронте, осталось двое детей — моя мама и ее сестра.

Для нашей семьи, конечно, это было очень тяжелое время. Но года через два после войны, как бабушка рассказывала, произошел невероятный подъем, люди поверили, что дальше будет легче. Кто-то считает эту эпоху одной из самых светлых в своей жизни, наверное, еще и потому, что она совпала с их юностью. А для меня, как для актрисы, это время не новое, у меня много картин связано с сороковыми.

- Ваш взгляд на Сталина меняется?

- Мне неинтересно об этом рассуждать. Для меня это кино о взаимоотношениях людей. Да, в картине раскрыто несколько тайн, о которых во всеуслышание еще не говорили, в том числе о смерти Сталина, о смерти его жены.

Это взгляд Власика — фильм создавался по его дневникам. А взгляд телохранителя — он другой, нежели чем, к примеру, у историка. Отвечая же на ваш вопрос, могу только добавить, что таких, как Сталин, было, наверное, человек десять за всю мировую историю…

Марта Черемнова.