У российских авиастроителей случилась «амнезия»?
Мaтeриaлы пo тeмe
Вoдитeль снeгoубoрoчнoй машины не признает свою вину по делу об аварии самолета во Внуково
Португалия и Марокко отказались дозаправить самолет, на борту которого находилась больная Эболой
Крушение самолета во Внуково: происшествие могло быть подстроено?
Авиастроение было гордостью СССР. Советские самолеты не только обслуживали внутренние линии, но и успешно продавались за границу.
Инженеры и конструкторы, создавшие прославленные Ту и Илы, с недоумением восприняли известие о том, что новый флагман гражданской авиации России поручено создавать… китайцам.
Недавно российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и ее китайский аналог, корпорация COMAC, открыли офис совместного предприятия, которое станет выпускать широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет (ШФДМС) нового поколения. Офис открыт в Шанхае, где будет осуществляться окончательная сборка нового лайнера.
Почему же окончательный этап выпуска самолета перенесен в Китай?
«Не хватает собственных производственных мощностей и финансирования», — полагает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Хочется спросить: почему раньше, во времена СССР, всего хватало, а теперь перестало?
У Китая совсем нет опыта производства ШФДМС. У нас есть. С 1993 г. на Воронежском авиазаводе (сегодня это Воронежское акционерное самолетостроительное общество, сокращенно ВАСО) производится самолет Ил-96.
По оценкам специалистов, это прекрасная машина. За все время ее эксплуатации не произошло ни одного происшествия, повлекшего за собой гибель людей. О многом говорит и тот факт, что одна из модификаций самолета — Ил-96-300ПУ — служит воздушным пунктом управления для президента России.
К сожалению, производство Ил-96, как и многих других советских самолетов, появившихся незадолго до распада СССР, массовым не стало. За все годы их было выпущено не более трех десятков.
По словам главы ОАК Юрия Слюсаря, на период создания ШФДМС «переходным» продуктом должен стать модернизированный Ил-96-400М. В 2019 г. на воронежском заводе соберут первый опытный образец этой машины. Здесь будут выпускать 2-3 таких самолета в год, потом ему на смену придет российско-китайская машина.
Но сегодня невозможно загадывать, какая судьба ждет «шанхайский проект». До 2025 г. много воды утечет. Получив наши технологии и наработки, китайцы смогут сами выпускать ШФДМС. Как бы нам не остаться несолоно хлебавши.
Так почему бы не вложить средства в производство модернизированного Ил-96, не обеспечить рабочими местами и заработками граждан собственной, а не чужой страны? Почему, наконец, до сих пор фактически не сделано ничего, чтобы возродить былую славу отечественного авиастроения, избавившись от затянувшейся «амнезии»?
Игорь Минаев.
ТАСС/М. Лысцева