Вытрезвители возвращаются

Мaтeриaлы пo тeмe

Крaснoярцeв oтучaт пить пo пятницaм

Xoрoшиe нoвoсти: мoсквичи стaли мeньшe умирaть от алкоголя

Воры в Волгоградской области похитили из фуры больше 1000 бутылок пива и все выпили

Депутаты Мосгордумы ратуют за возрождение вытрезвителей. 

По мнению слуг народа, эту проблему надо решать не просто срочно, а экстренно: на чемпионат мира по футболу понаедут болельщики, а они, как известно, люди пьющие. Столица не должна ударить в грязь лицом.

СОСТОЯНИЕ НЕСТОЯНИЯ

Тема подогревается участившимися случаями нападения на медиков. Как выяснилось, в большинстве случаев дебоширы были не трезвы. «В результате врачи занимаются не лечением, а погашают пьяные конфликты», — считает депутат Владимир Платонов.

По данным главы комиссии по законодательству Мосгордумы Александра Семенникова, от 7 до 35% людей, которые госпитализируются в столичные стационары, попадают туда в состоянии нестояния. Попадать-то попадают, но никакой медицинской помощи каждому второму из них не нужно. С другой стороны, везти пьяных пациентов, кроме как в стационары, некуда — медицинских вытрезвителей уже несколько лет, считай, нет.

«Это наболевшая, много лет дискутируемая тема, которая крайне важна для страны, — говорит главный нарколог страны Евгений Брюн. — Наша позиция — вытрезвители нужны. Сейчас решается вопрос, в какой форме они будут.

Опыт регионов, где вытрезвители уже возродили, очень разный. Есть вытрезвители в системе наркологической службы (мне очень понравилось, как это сделано в Томске). Есть как отдельные муниципальные учреждения. Есть в системе социальной защиты. Пока не знаю, что выберет правительство Москвы…»

ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ПОХМЕЛЬЕ?

На каких условиях будут существовать обновленные вытрезвители и за чей счет? Вот тут особой ясности нет.

«Эти учреждения должны быть государственными, — отмечает глава комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы Людмила Стебенкова. — Например, в Белгородской области медвытрезвитель создали на принципах государственно-частного партнерства, и он стоит абсолютно пустой. Люди не готовы платить за такие услуги, не у каждого есть средства, среди пьющих ведь попадаются люди из разных социальных слоев».

Кто-то уверен, что их нужно воссоздавать в системе социального обеспечения. Другие — что они должны находиться под юрисдикцией департамента здравоохранения. К примеру, Людмила Стебенкова считает, что вытрезвители логичнее всего открывать при наркологических диспансерах.

А вот Владимир Платонов не согласен с тем, что вытрезвители должны предоставлять пьяному населению бесплатные услуги. По данным департамента здравоохранения, лечение пациентов с диагнозом «отравление алкоголем и его суррогатами» обходится казне в сумму от 18 до 23 тыс. рублей. Почему же за это должны платить налогоплательщики?

Тем временем Евгений Брюн поделился впечатлениями от вытрезвителя в Тюмени: чисто, тепло, уютно, есть даже книга отзывов, в которой посетители оставляют сплошные благодарности.

«Но в Москве такое сделать сложно, — подчеркнул Брюн. — При нашей больнице открыто отделение вытрезвителя, но за пять лет в нем не было ни одного человека. Пока до нас доедешь, человек уже протрезветь успеет. Поэтому полицейские везут пьяных в обычные больницы».

В ПЕРВОЙ ТРОЙКЕ ПРОБЛЕМ

Недавно глава МВД России Владимир Колокольцев огласил тревожную статистику: количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, за последние пять лет выросло в два раза.

Есть регионы, где 80% убийств — итог «совместного распития». Жительницы Свердловской области уже пишут коллективные письма президенту с требованием «сослать пьяниц в резервации».

По мнению россиян (данные ФОМ), алкоголизм входит в тройку главных проблем страны. Опережают ее только высокие тарифы на ЖКХ и рост цен. Каждый третий опрошенный называет алкоголизм напастью, которая беспокоит и мешает жить. Две трети населения голосуют за новую антиалкогольную кампанию.

Сколько же в России алкоголиков? По официальным данным, более 5 млн человек. По мнению же доктора медицинских наук, руководителя отдела НИИ психиатрии Минздрава Александра Немцова, они не соответствуют действительности, потому что занижаются «по политическим соображениям».

Между тем проблема возврата лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) и вытрезвителей, которые приказали долго жить на рубеже 2000-х, встала в полный рост. Уже и Владимир Путин напоминает о том, что «необходимо взять из советской практики все самое лучшее и наиболее эффективное».

КАК ЭТО БЫЛО В СССР

Первый советский вытрезвитель появился в 1931 году в Ленинграде, после чего заведения стали множиться по стране как грибы. В столице их когда-то было более трех десятков, и они никогда не пустовали. Замки, конечно, на них повесили под давлением правозащитников, но пьяные ведь от этого никуда не делись!

Не менее болезненным оказался и отказ от ЛТП. К концу 80-х годов в Советском Союзе их насчитывалось 314 на 270 тыс. «посадочных мест». Там была создана собственная производственная база, в основном металло- и деревообработка, срок принудительного лечения — от года до двух. Решение о направлении (по заявлению родственников или ходатайству трудовых коллективов) принимал судья, но судимостью это не считалось. А вот уже побег из ЛТП подлежал уголовному наказанию.

Реанимировать эту практику, как видим, не против ни медики, ни законодатели, ни общественность, хотя и с рядом условий. Вот мнение известного психиатра-нарколога Алексея Магалифа: «ЛТП советского типа трудно назвать лечебными учреждениями, а то, что в них происходило, — лечением. Они были местом временной изоляции алкоголиков, мерой наказания тех, кто регулярно в состоянии алкогольного опьянения нарушал общественный порядок, мешал окружающим и не хотел работать.

Если новые ЛТП станут просто зоной, куда будут свозить маргиналов, то я против. Если же планируется большая реабилитационная программа, где людей будут не просто мариновать, а помогать им начать жить по-другому, обучать новым профессиям, вытаскивать из ямы, то я «за».

КАЗАЧИЙ РЕЦЕПТ

Люди активно делятся на интернет-форумах своим опытом:

«Работаю в медицине более 25 лет и утверждаю, что алкоголизм и наркомания не болезни. Попробуйте грипп или понос вылечить палкой — не получится. А алкоголизм и наркоманию — запросто. В казацких станицах пьяниц лечили плеткой — прилюдно, на центральной площади. Редко кому требовалось больше одного сеанса. А ЛТП конечно же надо возвращать, как и вытрезвители. Они играли большую роль самим фактом своего существования. Перспектива оказаться в ЛТП действовала на пьяниц весьма отрезвляюще».

«Мой отец в свое время разок попал в ЛТП и с тех пор ни разу не сорвался, ни одного запоя. Говорил, что страх еще раз там оказаться сильнее тяги к «штопору».

«Когда рассуждают о правах и свободах алкоголиков, почему-то забывают, что они, пользуясь ими, доставляют дискомфорт окружающим, лишают их права на отдых, лишают своих родных права на достойную жизнь, губят их здоровье и проч.

А какие дети рождаются от них, известно всем. Так почему же эти люди, вольно или невольно вынужденные проживать рядом с алкоголиком или наркоманом, должны лишаться своих прав и свобод?»

Заведения, аналогичные ЛТП и вытрезвителям, рано или поздно вернутся. Деваться некуда. И пусть их назовут по-другому. Суть останется: пьяницы добровольно не уйдут с «алкогольного фронта» — их нужно заставлять.

Кстати, в Белоруссии ЛТП — это насущное настоящее, а не привет из прошлого.

Владимир Гондусов,

Арина Петрова.

ТАСС/В. Веленгурин

Вытрезвители возвращаются

Мaтeриaлы пo тeмe

Крaснoярцeв oтучaт пить пo пятницaм

Xoрoшиe нoвoсти: мoсквичи стaли мeньшe умирaть от алкоголя

Воры в Волгоградской области похитили из фуры больше 1000 бутылок пива и все выпили

Депутаты Мосгордумы ратуют за возрождение вытрезвителей. 

По мнению слуг народа, эту проблему надо решать не просто срочно, а экстренно: на чемпионат мира по футболу понаедут (далее…)