Выпускники вузов не работают по профилю
Глaвa Счeтнoй пaлaты Тaтьянa Гoликoвa заявила на днях о резком росте безработицы среди выпускников вузов — за год на одну пятую! Таким образом, армию безработных пополняет прежде всего молодежь. Почему — разбирался «Мир новостей».
По мнению главы Счетной палаты, распределение мест по специальностям в вузах не соответствует потребностям рынка труда. Регулировать количество бюджетных мест начали с 2011 года — именно тогда власти обратили внимание на то, что для юристов и экономистов их открыто слишком много, в ущерб, например, инженерным специальностям.
Одновременно началась кампания по закрытию коммерческих вузов. И вот выпускники школ 2011 года уже окончили высшие учебные заведения… И? И никаких результатов «корректировки» что-то не заметно.
Молодежный парламент при Госдуме приводит такие цифры: если в среднем по России безработица составляет около 5%, то среди молодежи этот показатель — 16,5%.
Что, дипломированная молодежь уже никому не нужна? Если верить Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), то работа по специальности не нужна… самой молодежи. Якобы за время учебы молодые люди успевают так сильно возненавидеть свою будущую профессию, что их туда и палкой не загонишь. Во всяком случае, по данным ФНПР, 70% выпускников работать по специальности не желают!
Согласно исследованиям экспертно-аналитического центра РАНХиГС, только 20% выпускников вузов идут работать по специальности, из них более половины в первый же год меняют сферу деятельности. Больше трех лет работают по специальности менее 30% из тех самых 20%. Причем более 70% студентов раскаиваются в выборе специальности уже на первом курсе.
В чем тут дело? Многие педагоги и психологи винят в этом систему ЕГЭ.
«Если в советское время школьник мечтал кем-то стать — врачом, химиком или космонавтом, осознанно готовился поступать именно на ту или иную специальность, да еще и в конкретный вуз, то теперь школьники подают документы абы куда — ЕГЭ подразумевает подготовку во все вузы страны сразу.
Если советский школьник бился за свою мечту и поступал в выбранный вуз по пять раз, то теперь даже по два раза обычно не поступают. У современных школьников жизненные ориентиры весьма размыты: главное — заработать денег, а как — не имеет значения», — комментирует социолог Роман Заваришин.
Минтруду еще несколько лет назад было поручено сокращать невостребованные специальности. Сокращали, но неправильно, пришли теперь к выводу в Счетной палате. Резали те специальности, которые не были востребованы у самих абитуриентов. А надо было смотреть не на абитуриентов — на рынок труда!
Кадровый дефицит наблюдается сегодня в биологической и сельскохозяйственной отраслях, а также в здравоохранении. По этим специальностям и надо наращивать бюджетные места, считает Татьяна Голикова. Кстати, меньше всего работников требуется сегодня в сфере образования. Но это никак не учитывается профильным министерством. «Студенты, которые оканчивали медицинские вузы, трудоустраиваются на 97%. При этом в 2016 году контрольные цифры приема в медицинские вузы были уменьшены на 13%. Что касается образования и педагогики, где востребованность меньше, то там цифры приема увеличились на 3%».
Впрочем, в Министерстве образования опасения Счетной палаты не разделяют — у них своя статистика, согласно которой количество трудоустроенных выпускников вузов год от года только увеличивается.
Где они работают — вот в чем вопрос.
Аделаида Сигида.
ТАСС/ В. Шарифулин