Всеобщая газификация отменяется

Мaтeриaлы пo тeмe

Oбъявили, кoгдa в Мoсквe пeрeстaнут отключать летом горячую воду

С завтрашнего дня тарифы на ЖКУ в Москве вырастут на 10%

Суд обязал водоканал вернуть жильцам деньги, заплаченные за мутную воду

Провести газ чуть ли не в каждый дом правительство РФ обещало к 2020 году. Однако в итоге многие россияне оказались выброшены из программы газификации: средства будут потрачены на мегапроекты «Северной поток-2» и «Сила Сибири».

Будучи премьер-министром, Владимир Путин обещал довести в ближайшие годы уровень газификации до 80%. Увы, этим планам не суждено сбыться. «Плюс газификация всей страны» оказалась властям не по силам. Весной этого года региональные администрации отправили руководству Газпрома официальные письма с обвинениями в том, что монополист намеренно срывает программу газификации на 2016-2020 годы.

Так, 4 мая Сахалинская областная дума обратилась к председателю правления Газпрома Алексею Миллеру с вопросом о том, почему газовые сети, на которые область уже потратила миллиард рублей, до сих пор не введены в эксплуатацию. А значит, экономить на тепле удается далеко не всем островитянам.

По подсчетам Сахалинской областной думы, газифицированные домохозяйства тратят на отопление в 4 раза меньше денег, чем те дома, которые вынуждены зимой отапливаться дровами и электричеством.

ВНЕ ПОТОКА

Однако финансовые трудности простых россиян Газпром волнуют мало — аналогичная ситуация сложилась во многих регионах. В срыве программы газификации упрекнул Газпром и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

По достигнутой ранее договоренности область во многих населенных пунктах построила внутрипоселковые газопроводы за свой счет. Газпром должен был протянуть к ним межпоселковые ветки. Однако теперь выясняется: денег на газификацию сел и деревень у газовиков нет, все средства брошены на строительство газопроводов «Северной поток — 2», «Турецкий поток» и «Сила Сибири».

Главное — продать газ за границу, а «дорогой россиянин» и дровами как-нибудь избу растопит. К примеру, в Ленобласти из 32 «программных» газопроводов протяженностью 425 км Газпром на данный момент построил всего 12.

Программа и до этого сбоила: в 2013 году из семи объектов построены лишь два, в 2014-м из четырех построен один, в 2015-м не построено ни одного, хотя обещали минимум три.

В той же Ленобласти будет располагаться точка входа нового трансбалтийского газопровода «Северный поток — 2» из России в Германию через Балтийское море. Его мощность составит 55 млрд кубов газа в год. По планам Газпрома, ветка должна быть введена в эксплуатацию до 2019 года.

«В Кингисеппском районе пойдет «Северный поток — 2», как раз там, где мы предполагали газификацию… Если мы там деревни не газифицируем, народ выйдет с лопатами и вилами, будет перекрывать движение бульдозеров… Как им объяснить, что мы тянем две ветки, но все населенные пункты вдоль этих веток мы отказываемся газифицировать?» — возмущается действиями Газпрома губернатор Ленобласти.

В ряде областей Газпром отказался проводить программу газификации, сославшись на долги населения перед газовым монополистом: дескать, зачем им поставлять топливо, раз они за него все равно не платят?

Так, Газпром пригрозил остановить программу газификации Ульяновской области из-за долгов, а это значит, что без газа останутся 300 населенных пунктов с населением более 100 тыс. человек.

ДОБРОВОЛЬНЫЙ ОТКАЗ?

Некоторые регионы от газификации отказались, что называется, добровольно — по словам местных чиновников, в бюджетах нет денег на реализацию той части программы газификации, которую должны оплачивать на местах.

Год назад правительство Нижегородской области не смогло выполнить собственную инвестиционную программу по строительству газопроводов в населенных пунктах: план по объектам был реализован лишь наполовину, по сетям — на четверть, а объем финансирования составил треть от запланированного.

В прошлом году отказаться от финансирования программы газификации пришлось и Свердловской области — без газа остался почти миллион человек.

Тем временем компания «Газпром инвестгазификация» уже заявила о нерентабельности подводки газа к селам и деревням. Вот экспорт газа — это да, это совсем другое дело!

Аделаида Сигида.

FOTODOM.RU