Все ли туристы долетят до Турции и Греции?

Нa прoшлoй нeдeлe крупнeйшaя aвиaкoмпaния «ВИМ-Aвиa» oтмeнилa чaртeрныe рeйсы нa российские и зарубежные курорты. Что ожидает сотни тысяч курортников, уже купивших туры?

Эта новость прозвучала, как гром среди ясного неба: авиакомпания «ВИМ-Авиа» отменила большинство летних чартеров из турецкой Антальи. 1 июня туроператоры получили уведомление о сокращении чартерной программы уже со следующего дня. Будет закрыто 13 процентов рейсов.

Авиаторы объяснили такое решение необходимостью справиться с постоянными задержками, которые возникли из-за того, что перевозить туристов просто не на чем: сразу 3 самолета вовремя не вернулись с планового техобслуживания.

Сегодня уже известно, что приостановлены маршруты с турецкого курорта в Челябинск, Москву, Белгород, Нижний Новгород, Краснодар, Самару, Нижневартовск. Представители компании подчеркнули, что всех туристов, которых уже перевезли на море, доставят обратно, на чужбине никто не останется.

Но тем, кто только готовится к поездке, ничего гарантировать не могут. Сейчас этим людям лучше обратиться в фирму, где они покупали туры, и уточнить подробности.

Ростуризм назвал примерное число туристов, купивших путевки с билетами «ВИМ-Авиа». Речь идет о списке в 200 тысяч человек. Эти люди собирались на отдых не только в Турцию, но и в Грецию, на Кипр и в Сочи.

Теперь отпускникам остается только надеяться, что операторы смогут договориться с другими авиакомпаниями. Но какие перспективы ждут российских отдыхающих и смогут ли власти уладить этот транспортный кризис?

У ПАССАЖИРОВ СДАЛИ НЕРВЫ

Пассажиры предъявляли претензии этой авиакомпании уже давно. Почти половина рейсов улетала с задержкой, но до сих пор такой скандальной огласки деятельность перевозчика не получала.

Год назад, в июле 2016-го, в Росавиации прошло специальное совещание по вопросу задержек рейсов «ВИМ-Авиа». У компании уже тогда отмечались постоянные многочасовые задержки регулярных и чартерных рейсов на внутренних и международных направлениях.

Чиновники направили руководству перевозчика предупреждение, в котором потребовали принять меры для устранения нарушений. Но спустя год ситуация только ухудшилась. Ведомство было вынуждено ограничить выполнение чартерных перевозок.

Недавно многочасовая задержка рейса в Болгарию стала предметом проверки Северо-Западной транспортной прокуратуры. Тогда самолет, на котором должны были улететь 285 пассажиров, из них более 120 детей, планировали отправить из петербургского аэропорта Пулково в болгарский город Варну. Однако лайнер вылетел только через 8 часов.

Днем позже чартерный рейс «ВИМ-Авиа» вылетел из Екатеринбурга в турецкий Даламан с задержкой почти на 16 часов. В то же время в Домодедове почти тысяча пассажиров устроила настоящий бунт.

Когда пошли вторые сутки ожидания, люди заблокировали информационные стойки и потребовали немедленного вылета в Турцию и на Кипр. Ничуть не легче было тем, кто уже собирался домой: из кипрской Ларнаки отдыхающие не могли улететь 11 часов, из Антальи — 13.

Одновременно атака началась со стороны Ространснадзора. Ведомство уличило авиакомпанию в том, что самолеты уходят в рейс с неисправным оборудованием, о чем отлично знают и техники, и руководство. При этом речь шла о важнейших навигационных приборах.

Все это породило слухи о том, что авиакомпания скоро прекратит свое существование. Но чиновники, да и туроператоры, похоже, готовы сделать все, чтобы спасти этого незадачливого перевозчика.

«На данный момент при высоком спросе на отдых летом отсутствие перевозчика на рынке нельзя будет компенсировать», — заявили в Ассоциации туроператоров России.

Свободных самолетов на старте летнего сезона уже не осталось. К тому же турфирмы успели продать порядка 40 процентов кресел на чартерных бортах «ВИМ-Авиа». Пересадить без потерь на другие самолеты такое количество пассажиров очень трудно.

«ВИМ-АВИА» СПАСАЮТ ВСЕМ МИРОМ

Информация о том, когда же решится возникшая проблема, постоянно меняется. В начале июня представители «ВИМ-Авиа» говорили, что курортные рейсы будут отменены до октября. Но спустя неделю прозвучала другая дата — уже к 15 июня авиакомпания должна работать в нормальном режиме.

«Ситуация с задержками разрешится в течение ближайших двух недель», — публично заявил министр транспорта РФ Максим Соколов. Но при этом на заседании оперативного штаба в Ростуризме, которое прошло 8 июня, сопрезидент авиакомпании Рашид Мурсекаев не смог этого гарантировать.

Что будет, если после 15 июня ситуация не стабилизируется? Информация, поступающая из Ростуризма, говорит о двух вариантах развития событий.

Не исключено, что власти выдадут дополнительные разрешения турецким перевозчикам на рейсы из российских регионов. Тогда «ВИМ-Авиа» смогла бы спокойно преодолеть все возникшие трудности, оставив только перелеты в Сочи и Крым.

Это предложение вызвало множество возражений — пускать турок на самый прибыльный участок рынка чиновники, понятное дело, не хотят.

Другое решение — «ВИМ-Авиа» сократит свои рейсы из Китая, а освободившиеся самолеты перекинут на курортное направление. Но при этом есть риск, что в случае очередного транспортного коллапса уже на китайском направлении Россия потеряет имидж привлекательного делового парт­нера в сфере туризма.

ТУРЦИЯ НЕ ЗАКРЫТА

Журналисты «Мира Новостей» позвонили в несколько туристических компаний — клиентам «ВИМ-Авиа», работающим на турецком направлении. На вопрос, не будет ли проблем с перелетом, девушки отвечали уклончиво, но при этом заверяли, что можно выбрать не российский чартер, а турецкую авиакомпанию.

«Это выйдет несколько дороже из-за топливного сбора», — пояснили сотрудники одной из компаний. На стоимости билета скажется и то, что это будет не чартер, а, скорее всего, регулярный рейс.

Подобная ситуация и на греческом направлении, которое по количеству отдыхающих сравнимо с турецким. Генеральный директор крупнейшего туроператора «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди сказал, что сегодня все туристы отправляются вовремя, но приходится уделять особое внимание согласованию перелетов.

«Мы контролируем ситуацию, заранее согласовываем с «ВИМ-Авиа» каждый рейс», — сказал генеральный директор.

Но бесконечно управлять ситуацией в ручном режиме невозможно, и если до 15 июня ничего не изменится, то туристы будут вылетать регулярными рейсами, в том числе греческих авиакомпаний.

В Ростуризме тоже успокаивают будущих отпускников.

«Хочу заверить всех туристов, что деньги свои они не потеряют, им будет обеспечено право на отдых. Эти гарантии дают туроператоры, они имеют для этого все возможности», — подчеркнул глава ведомства Олег Сафонов.

Но, как говорится, на бога надейся, а сам не плошай! Отправляясь на отдых, доверяйте только проверенным надежным перевозчикам, чтобы сберечь свои нервы и получить максимум удовольствия от путешествия.

КСТАТИ

Одной из причин кризиса в «ВИМ-Авиа» могло стать увольнение сразу 12 опытных командиров воздушных судов. Все они перешли на работу в авиакомпании Китая, Индии и Вьетнама.

В азиатских странах зарплата пилота в среднем в четыре раза выше, чем в России, при этом намного комфортнее условия труда. За 2,5 года более 300 летчиков российских авиакомпаний уехали работать за границу. Только в Китае сейчас летают около 100 российских авиаторов.

В Минтрансе тенденцию утечки кадров подтвердили, заявив при этом, что идет обсуждение того, как остановить этот процесс.

Наталья Пуртова.

РИА НОВОСТИ/С. Пятаков.