В России число роддомов сократилось до послевоенного уровня
Рoжeницaм в Рoссии приxoдится нeслaдкo — exaть в рoддoм пoрoй приxoдится по 200-300 км, а выписывать из роддома скоро будут через 24 часа, как в Европе.
На днях Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР) опубликовал доклад о состоянии родовспоможения в период 1990-2015 гг. «Тяжелые роды: к чему приводит оптимизация российских роддомов».
Цифры приводятся нерадостные. Оказалось, что акушерско-гинекологическая сеть в России за последние четверть века скукожилась до уровня Великой Отечественной войны. Так, если в 1990 году в РСФСР функционировало 122,7 тысячи больничных коек для беременных женщин и рожениц, то в 2015 году их число составило 69,4 тысячи.
ДОРОГА ДО РОДДОМА
И дело не в том, что рожениц сегодня стало меньше — в перерасчете на 10 тысяч населения число коек сократилось с 34,1 до 19,6. Под программу оптимизации попали и фельдшерско-акушерские пункты — к 2015 году их осталось в стране 34,3 тысячи, примерно как в 1945 году (тогда их в РСФСР было 31,4 тысячи).
Надо отметить, что до войны фельдшерско-акушерских пунктов было в полтора раза больше, а к 1956 году снова стало 43,4 тысячи. При этом, отмечают авторы доклада, материнская смертность в России снизилась. Сегодня она составляет 10,1 случая на 100 тысяч родившихся живыми детей, что ненамного выше европейских показателей. Так, в Англии материнская смертность — 9, в Германии — 6.
- Сравнивать Россию с Европой не стоит, — считает Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии. — В Европе выше возраст рожениц, а потому и риски осложнений значительно больше.
Кроме того, уровень материнской смертности в РФ крайне неравномерен. Он зашкаливает в Магаданской области — здесь умирают 57 рожениц на каждые 100 тысяч. В Томской области умирают 48, в Бурятии и Орловской области — по 35.
Средняя протяженность дороги до роддома сегодня — 60-70 км, из отдаленных районов рожать приходится ехать по 200-300 км. От начала схваток до родов проходит в среднем 10-12 часов. За это время проехать 300 км в России удается далеко не всегда.
Вот и получается: формально роды вроде бы бесплатные, зато чтобы добраться до роддома, жителю из региона придется выложить за такси всю свою зарплату. Кто-то, опасаясь преждевременных родов, снимает жилье в городе, где есть роддом.
А таких городов остается все меньше. Как следует из доклада, без роддомов остались девять районов Удмуртии, пять районов в Ростовской и пять — во Владимирской областях, на 60% сократилось количество роддомов в Волгоградской области, в Тверской области за пределами регионального центра осталось лишь два роддома (в городах Ржев и Вышний Волочек) и т. д.
ДОМОЙ – ЧЕРЕЗ 24 ЧАСА
Минздрав объясняет: закрывают роддома плохие и маленькие, оставляют большие и хорошие. Мол, лучше помучиться и доехать, но зато рожать в хороших условиях.
Роженицы с таким подходом согласны далеко не всегда, многие желают, чтобы к ним в роддом приходили мужья. То тут, то там вспыхивают акции протеста против оптимизации роддомов. Ездить на прием к гинекологу за десятки километров у многих россиянок нет ни времени, ни денег.
Простейшее обследование зачастую влетает роженицам-путешественницам в копеечку. К примеру, жительница Белгородской области пожаловалась, что ездить на прием к гинекологу ей приходится за 150 км, причем талончик отказываются выдавать на день приезда. Остается одно из двух — или идти на прием платно, или приезжать еще раз. А это снова деньги.
Закрытие районных роддомов создает проблему повышенной нагрузки на уцелевшие в ходе оптимизации роддома и отделения. Но и здесь Минздрав ссылается на международный опыт.
Оказывается, в Европе роженицы лежат в роддоме всего 24 часа, при кесареве сечении — 48 часов. У нас в России при нормальных родах выписывают домой через 2-3 дня, после кесарева сечения — через 5-6.
Одним словом, налицо нерациональное использование коек. Чтобы использовать койки более рационально, в перинатальных центрах всеми правдами и неправдами стараются повысить «текучесть», уверяют авторы доклада.
- Европейский опыт в этом смысле для нас неприемлем, — считает Юрий Крупнов. — Мы не Европа и не Япония, где до ближайшего города — 20 км по хорошей трассе. Такую редко заселенную страну, как Россия, трудно найти. Наши дороги и расстояния — это реальное ограничение. Через сутки роженицу выпишут, и она будет трястись по кочкам с младенцем 300 км до дома или ехать в поезде, который ходит через день. А вдруг завтра у нее осложнение после родов? Кто ее повезет обратно в роддом?
В отдаленных районах оптимизация уже стала сдерживающим демографическим фактором.
- Безусловно, это повлияет на демографию. По сути, это географическое ограничение рождения детей начинается с роддома, а дальше нет садика! Школа далеко, кружки платные. Сокращение роддомов — это общее сокращение инфраструктуры детства. Сегодня россиянки думают: а стоит ли рожать, если и рожать-то негде? — сетует Крупнов.
Аделаида Сигида.
FOTODOM.RU