В двух словах. Хватит ли Навальному миллиарда для президентства
Смoжeт ли Aлeксeй Нaвaльный пoбeдить нa прeзидeнтскиx выбoрax зa oдин миллиaрд рублeй, рaзбирaлся Sobesednik.ru.
14 декабря Леонид Волков, глава предвыборного штаба Алексея Навального, завил, что на президентскую кампанию главы «Фонда борьбы с коррупцией» планируется потратить как минимум один миллиард рублей. При этом Волков напомнил, что, согласно закону, предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в президенты не может превышать 400 миллионов рублей. «Ещё предстоит понять, как подружить одно с другим, потому что есть, как вы можете заметить, некоторое противоречие. Но это всё будет через год. Сейчас мы говорим не о кампании, а о предкампании», – сказал соратник Навального.
Sobesednik.ru попытался понять, хватит ли Алексею Навальному одного миллиарда, чтобы стать президентом. Резюмируя всё сказанное нашими собеседниками, отвечаем в двух словах:
— Не хватит.
Глава «Политической экспертной группы», политтехнолог Константин Калачёв:
– Сейчас сложно говорить о том, во что могла бы обойтись президентская кампания, потому что многое зависит от стартовых позиций. Все вложения – не только финансовые, но и интеллектуальные – надо делать ещё до старта кампании, то есть нужно выходить с хорошим уровнем узнаваемости. ВЦИОМ представил рейтинг доверия к политикам, там есть Навальный. Его рейтинг доверия – 0,2%, его антирейтинг – 1,1%. То есть он стартует с почти нулевых позиций. Вложений нужно тем больше, чем меньше узнаваемость. При доверии в 0,2% сумма, названная Волковым, выглядит вполне адекватной.
Но вопрос в том, на какой результат они рассчитывают. В 95-м году я возглавил списки в Госдуму от «Партии любителей пива», мы собрали 30 тысяч подписей, зарегистрировались и на выходе получили полмиллиона голосов. На кампанию мы потратили примерно полмиллиона долларов. То есть можно ли проводить малобюджетные кампании? Можно. Но та сумма, которую называет Волков, – это всего лишь попытка заявки на второе место, которое они, видимо, считают призовым. А первое место занять просто нереально. По мере приближения к финишу кампания становится всё дороже и дороже. С моей точки зрения, можно было бы обойтись и меньшей суммой, если бы эта сумма была у них сейчас на руках, если бы они были способны организовать мощный старт. Самое главное в избирательных кампаниях – это мощный старт и мощный финиш. Середину можно пропустить, в общем-то.
Народный фандрайзинг [сбор пожертвований – ред.] вряд ли даст миллиард рублей. Они собрали чуть больше трёх миллионов за один день. Это немало, но это откликнулись самые горячие сторонники. В их ситуации каждый следующий день будет давать меньше, чем первые дни: на призыв откликаются самые активные, потом энтузиазм сходит на нет. За счёт сбора средств у населения названную сумму, конечно, не собрать.
У каждого заявления есть определённый адресат. Я думаю, что заявление Волкова адресовано конкретно Михаилу Ходорковскому. Ходорковскому обозначили размеры проблемы, успех зависит от наличия такого количества ресурсов. При этом понятно, что торг уместен. Впрочем, они будут пытаться найти деньги у той части крупного бизнеса, которая недовольна властями. Но эта часть недовольных, которая продолжает работать в России, будет крайне осторожна и денег не даст. Можно искать, но не найти. Деньги в основном дают иммигранты – деньги, которые выехали за пределы России. В принципе это не только Ходорковсий: те, кто ранее вкладывался в Навального, вряд ли бросят этот проект на полпути. Более того, мы же не знаем, какое в итоге будет отношение к участию Навального со стороны Кремля. Может быть, в какой-то момент решат, что он полезен.
Руководитель консалтинговой компании Bakster Group, участник праймериз «Единой России» Дмитрий Гусев:
– Миллиард надо ещё собрать, это очень большая сумма.
Смотрите, у Навального цель – это, конечно, не президентство. Президентство – это лишь повод для того, чтобы засветиться и пойти на выборы мэра Москвы в сентябре 2018 года. Поскольку основные его сторонники живут в Москве, Санкт-Петербурге, городах-миллионниках, ставку он будет делать на эти территории. По Москве будут очень высокие результаты, и через полгода он сразу выходит на выборы мэра – вот это его цель. Метит в Путина, а стреляет в Собянина. Этот миллиард, который надо ещё собрать, будет по большей части израсходован на мэрскую кампанию.
За один день они собрали больше трёх миллионов, но дальше цифры будут падать. Там же нет такого, что сегодня три, завтра пять миллионов и так далее: в первые несколько дней собирается 90% суммы. Конечно, они будут работать, ещё есть год, чтобы собрать сторонников. Навальный много может собрать, я не спорю. Но миллиард – это достаточно много. Но главное – как потратить эти деньги. Можно их потратить в пустоту – на какие-нибудь билборды где-нибудь в Сургуте или Ханты-Мансийске, где он ничего не соберёт, а можно целенаправленно вложиться в крупные города и получить там хороший процент.
Но вообще дело не в деньгах. В нашем российском случае нет такой суммы, с которой возможно победить Путина.
«Метит в Путина, а стреляет в Собянина»
Фото: Global Look Press
Политик Дмитрий Гудков, баллотировавшийся в депутаты Госдумы по Тушинскому одномандатному округу в Москве:
– Для успешной кампании, может быть, понадобится намного больше. На мой округ – 1/15 Москвы, полмиллиона избирателей – я потратил 40 миллионов рублей. Вот и умножайте: полмиллиона избирателей – это 40 миллионов, а у нас 140 миллионов [россиян].
Это, конечно, не так всё линейно, но надо понимать, что это огромные деньги. «Доллар на избирателя» – такая формула всегда была: это кампания на победу – ну, или, по крайней мере, на борьбу за первое место. Они реалисты, они понимают, что даже один миллиард собрать – это крайне сложно в условиях давления на бизнес, кризиса, когда у людей заканчиваются деньги. Так что это такая реалистичная цифра.
Во время выборов есть ограничения – 400 миллионов. Имеется в виду, что эта кампания начинается с сегодняшнего дня, то есть это сбор подписей и так далее. Предварительная кампания стоит не меньше, а, может, даже и больше, чем то, что будет дальше… Нет, невозможно больше потратить. Я примерно представляю, как они будут вести кампанию: там никаких «серых» и «чёрных» схем использовать невозможно, потому что всё время под колпаком находишься и любой рубль, потраченный не из избирательного фонда во время избирательной кампании, – это уже уголовная статья. Никто на такие риски не пойдёт.
Дмитрий Гудков
Фото: Дмитрий Голубович / Global Look Press
Один миллиард будет крайне проблематично собрать. Но к этому надо стремиться, это правильная цель. Собрать больше почти нереально, а если меньше, то это отразится на результатах кампании. Но я не очень верю, что если Путин будет участвовать в выборах, есть возможность занять первое место. Это не значит, что не нужно участвовать. Чем больше представителей оппозиции получат голосов, тем больше это будет влиять на атмосферу в стране после выборов.
Откуда будут брать деньги? Фандрайзинг. Как вот я набирал? Я за один день – когда у меня закончились деньги на последней неделе и я сказал, что, ребята, все, мы вынуждены закрыть штаб, – за восемь часов получил почти пять миллионов рублей. И это был даже не масштаб выборов в Госдуму, причём к этим выборам особого интереса не было, потому что так они были организованы. А если это президентские выборы, то это совершенно другой уровень интереса, это намного больше людей – в сотни раз больше заинтересованных. И деньги другие будут – не по 500 и не по тысяче-две рублей, а и по 100 тысяч, и по миллиону рублей. Что такое 10–15 тысяч долларов для представителя малого бизнеса, какого-нибудь владельца ресторана или магазинчика? Это доход за неделю. Так что миллиард рублей – с такими деньгами кампания Навального хоть как-то заметно пройдёт.