Теория путинизма. Статья помощника президента РФ

Влaдислaв Суркoв – чeлoвeк, кoтoрoгo в Рoссии нaзывaют oтвeтствeнным зa идеологический блок Кремля.

С мая 2008 года по декабрь 2011 года Сурков занимал должность первого заместителя руководителя администрации президента России и курировал всю внутреннюю политику.

В последние годы Суркову приписывают ответственность за политику в отношении Донбасса.

Журнал Foreign Policy   включил   Суркова в   рейтинг глобальных мыслителей за   2018 год.

Помощник российского президента опубликовал в   российской Независимой газете   статью   под названием “Долгое государство Путина”, в которой описал принципы устройства современного российского государства и его отличия от государств Запада.

Корреспондент.net   собрал главные тезисы статьи.

Иллюзия выбора

По мнению Суркова, на Западе никакого выбора на самом деле нет, есть только иллюзия. А Россия отказалась от этой иллюзии, поэтому и не рассуждает в принципе о выборах или демократии.

Сурков считает, что Россия прекратила разрушаться.

“Обрушившись с уровня СССР до уровня РФ, Россия рушиться прекратила, начала восстанавливаться и вернулась к своему естественному и единственно возможному состоянию великой, увеличивающейся и собирающей земли общности народов”.

Продолжение традиций

  “Русской истории известны четыре основные модели государства, которые условно могут быть названы именами их создателей: государство Ивана Третьего (Великое княжество/Царство Московское и всей Руси, XV–XVII века); государство Петра Великого (Российская империя, XVIII–XIX века); государство Ленина (Советский Союз, ХХ век); государство Путина (Российская Федерация, XXI век)”.

При этом государство Путина, по Суркову, только начинается.

“Выход ее на полную мощность далеко впереди, так что и через много лет Россия все еще будет государством Путина, подобно тому как современная Франция до сих пор называет себя Пятой республикой де Голля”.

Автор статьи — Владислав Сурков

Экспорт “путинизма

“Cделанная в России политическая система пригодна не только для домашнего будущего, она явно имеет значительный экспортный потенциал, спрос на нее или на отдельные ее компоненты уже существует, ее опыт изучают и частично перенимают, ей подражают как правящие, так и оппозиционные группы во многих странах”.

Главное отличие

Сурков пишет, что в западных демократиях есть понятие “глубинного государства”, и оно построено на лжи.

“Имеется широкий выбор подлецов и запутанные правила, призванные свести их борьбу между собой к более-менее ничейному результату. Так возникает благодетельная система сдержек и противовесов – динамическое равновесие низости, баланс жадности, гармония плутовства. Если же кто-то все-таки заигрывается и ведет себя дисгармонично, бдительное глубинное государство спешит на помощь и невидимой рукой утаскивает отступника на дно”.

А российское государство, по мнению Суркова, “честнее”, потому что не скрывает ничего в глубине за красивыми фасадами.

“Государство у нас не делится на глубинное и внешнее, оно строится целиком, всеми своими частями и проявлениями наружу. Самые брутальные конструкции его силового каркаса идут прямо по фасаду, не прикрытые какими-либо архитектурными излишествами…

Высокое внутреннее напряжение, связанное с удержанием огромных неоднородных пространств, и постоянное пребывание в гуще геополитической борьбы делают военно-полицейские функции государства важнейшими и решающими. Их традиционно не прячут, а наоборот, демонстрируют, поскольку Россией никогда не правили купцы (почти никогда, исключения – несколько месяцев в 1917 году и несколько лет в 1990-х), считающие военное дело ниже торгового, и сопутствующие купцам либералы, учение которых строится на отрицании всего хоть сколько-нибудь «полицейского». Некому было драпировать правду иллюзиями, стыдливо задвигая на второй план и пряча поглубже имманентное свойство любого государства – быть орудием защиты и нападения”.  

“Глубинного государства” в России, по мнению Суркова, нет, зато есть “глубинный народ”.

Добрый царь

Главные оды своему начальнику Сурков припрятал ближе к концу статьи.

“Умение слышать и понимать народ, видеть его насквозь, на всю глубину и действовать сообразно – уникальное и главное достоинство государства Путина”.  

“В новой системе все институты подчинены основной задаче – доверительному общению и взаимодействию верховного правителя с гражданами. Различные ветви власти сходятся к личности лидера, считаясь ценностью не сами по себе, а лишь в той степени, в какой обеспечивают с ним связь.

По существу же общество доверяет только первому лицу.

Глубинный народ совсем не наивен и едва ли считает добродушие царским достоинством. Скорее он мог бы думать о правильном правителе то же, что Эйнштейн сказал о боге: “Изощрен, но не злонамерен”.  

Современная модель русского государства начинается с доверия и на доверии держится”.

Что все это значит?

По мнению политологов, статья о «путинизме» была написана Сурковым для одного читателя — Путина. А цель — повлиять на президента России, который не может баллотироваться на следующий срок в 2024 году.

«Сурков никогда ничего просто так не делает», — сказал BBCполитолог Андрей Колядин. «Всех очень интересует, удастся ли Путину уйти на заслуженный отдых. Вокруг этой темы идут баталии, кто-то пытается убедить Путина в том, чтобы он остался», — пояснил эксперт.

Политолог Аббас Галлямов согласен с тем, что власти придется решать «проблему 2024 года».

«Текст адресован только одному человеку — Путину, — считает Галлямов. — Нельзя исключать, что таким изысканным способом Сурков предлагает себя в качестве спасителя».

Корреспондент

Эта же новость на Корреспондент