Телемедицина: панацея или профанация?

Зaпущeнный в Гoсдумe прoцeсс принятия зaкoнa o тeлeмeдицинe зaстaвляeт нас еще раз задуматься о «плюсах» и «минусах» современных методов лечения на расстоянии, бесконтактным способом.

 Да, с одной стороны, это вам не Кашпировский и Чумак с «заряженной водой», которые с телеэкранов «лечили» миллионы доверчивых жителей СССР на заре реформ.

Сегодня речь идет о «возможности даже в самой отдаленной российской больнице или в фельдшерско-акушерском пункте получать консультацию крупного специалиста, специалиста высокого уровня» (цитата Дмитрия Медведева от 2009 года – ред.). Если верить нашим депутатам, то в России лечить дистанционно будут каждого четвертого больного.

И это правильно и по-современному. Хоть больницы с врачами и «оптимизируют» в последние годы, но от этого качество медицинской помощи лучше не становится – тех же терапевтов сегодня не хватает до трети по России.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые шаги «бесконтактного лечения» в нашей стране относятся к 70 годам. Тогда в практику вошла передача ЭКГ в специальные консультативные центры. В 1997 году был запущен проект видеоконференций «Москва-регионы России». Он объединил Научный Центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева РАМН, НИИ педиатрии, и ряд других центров. Через два года 1999 год создается московская корпоративная телемедицинская сеть, в которую входили 32 учреждения ЛПУ. Еще через два года началась интеграция Российских телемедицинских сетей с мировым информационным пространством.

Очень мало в стране профессиональных генетиков, пара сотен, говорят, на всю страну. И как быть, когда врачам потребуется консультация такого редкого специалиста? 

Именно в таких случаях и призвана помочь телемедицина, готовая предоставить нужного специалиста по «скайпу» или иным способом.  Современные интернет-технологии дают возможность установить диалог с врачом-экспертом из любой точки России, где есть Интернет. Врач получает для консультации и исследования выписки из истории болезни, рентгенограммы, компьютерные томограммы, снимки УЗИ.

Именно эти и прочие плюсы новый закон будет регулировать – чтобы были прописаны и исполнялись в реальности все процессы и процедуры, чтобы соблюдалась безопасность, в первую очередь, в плане врачебной тайны и защиты истории болезни пациентов в Интернете.

Но вот о проблемах и минусах «бесконтактного здравоохранения» в законе, конечно, не говорится. И решать их придется, если мы хотим, чтобы телемедицина стала помогающей обществу реальностью, а не очередной пропагандистской фикцией.

Вопросы задает профессор, доктор медицинских наук Российского Центра сердечно-сосудистой хирургии В. К. Василенко:

«Как быть с тем фактом, что помимо подключения всех больниц и поликлиник страны к Интернету, что уже пообещал президент РФ, надо будет обеспечить эти лечебно-профилактические учреждения специально разработанными программами для дистанционного общения «врач-врач» или «врач-пациент»? Откуда мы возьмем на это миллиарды рублей, из реального сектора?

Как быть с теми массовыми случаями заболеваний, когда без личного осмотра у врача уже не обойтись и в поликлинику идти все равно придется? Как быть с возможным увеличением смертности в России, потому что бесконтактные методы лечения, если у нас ими слишком увлекутся, могут дать обратный эффект?»

Сегодня рассматриваемый в Госдуме законопроект просто фиксирует сложившиеся на практике реалии и уточняет некоторые позиции по безопасности медицинского общения в интернете. И он, безусловно, полезен. Нюансы и проблемы будут со временем уточняться и решаться.

Закон может стать полезным, например, семье, которая, скажем, живет в деревне и имеет ребенка-инвалида. Его же не будешь возить каждый раз в райцентр или область на консультации? Здесь и поможет интернет-медицина.

Да, многие из нас воспользуются возможностью проконсультироваться у врача в режиме онлайн. Другое дело — насколько зарегулированным, как это у нас любят, станет закон и вся область телемедицины? Время покажет.

ДОКТОР ОНЛАЙН УЖЕ СЕГОДНЯ

Сегодня каждый из нас может спокойно пользоваться услугами телемедицины, не выходя из дома.

«Педиатр 24/7» — это сервис, с помощью которого можно получить профессиональную медицинскую онлайн-консультацию врачей-педиатров 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Человек регистрируется либо через приложение, либо через вебсайт, получает личный кабинет, связывается с дежурным врачом и получает срочную консультацию, либо записывается к определенному врачу. Ждать долго не приходится, дежурный врач отвечает в течение трех минут.

«Онлайн Доктор» — это онлайн-клиника, в которой можно делать то же самое, что и в «Педиатре 24/7», но уже для всей семьи. Оба сервиса работают с лицензированными клиниками и в круглосуточном режиме. В местности с плохим интернет-соединением можно заказать обратный звонок от врача.

Евгений Малякин.

Фото pixabay.com