Татьяна Догилева: «В фильм Рязанова я попала по знакомству»
Мaтeриaлы пo тeмe
Тaтьянa и Oльгa Aрнтгoльц: Любoвныe тaйны сeстeр
Aлeксeй Пaнин: «У мeня был сeкс с мужчинoй»
Aктeр Дмитрий Дюжeв вo второй раз стал отцом — супруга родила ему сына
Она не любит говорить о себе. На очередную просьбу об интервью обычно отвечает, что, дескать, в жизни ничего особенного не происходит, а стало быть, и рассказывать не о чем.
Светские мероприятия игнорирует, в ток-шоу не мелькает… Однако в данном случае отвечать пришлось. На недавнем фестивале «Литература и кино», который традиционно прошел в Гатчине, Татьяна Догилева вошла в состав жюри.
- Татьяна, вы часто говорите о себе нарочито скромно, если не сказать уничижительно: мол, снимаюсь мало, свое отыграла. А между тем в прошлом году у вас было аж шесть премьер!
- И что это меняет? Все равно пора уже уступать дорогу молодым, которые разбираются в том, что такое интернет, гаджеты, девайсы. Я стараюсь в этой новой жизни как-то обустроиться, но при этом отдаю себе отчет, что люблю то, свое поколение, горжусь блестящими режиссерами, актерами, с которыми мне удалось работать и дружить. И уже даже сама себе как-то завидую.
- И все равно вы умеете относиться к себе с юмором. Не то что многие ваши коллеги…
- Так то — они, а то — я. Вы знаете, иногда просто не верю тому, кто я есть. Потому что меня не очень хотели брать в артистки — я же из рабочей семьи. Когда я поступала в первый из вузов, во ВГИК, члены приемной комиссии меня спросили: а кто у вас родители? И услышав ответ, тут же сказали: «А вы не хотите создать рабочую династию?»
Когда шло прослушивание на дополнительный набор к Сергею Бондарчуку, мне опять намекнули, что внешность моя не подходит ни для театра, ни для кино…
Это сейчас всех берут, если родители деньги платят. А тогда все было иначе. Потом я решила пойти в Школу-студию МХАТ. Мне сказали, что надо одеться очень скромно, слушала нас Софья Пилявская.
Я стою, читаю Евтушенко. Такие его строки: «В тумане плавая, царь забавляется, а баба пьяная в грязи валяется…» Она слушает, смотрит на меня. В это время заходит еще один член приемной комиссии, спрашивает у нее: «Ну как?» И я отчетливо слышу, как она ему отвечает: «Ну что сказать, у нас 60 человек в день, и все такой вот кошмар!»
В общем, меня не взяли. Тогда я решила поступать в Щукинское училище. И вот туда каким-то чудом поступила.
«НУ ЧТО, ТАНЯ, САМА ЗАПЛАЧЕШЬ?»
- Но дальше-то чудеса продолжились, раз после окончания «Щуки» вас сразу взяли в «Ленком».
- Да, меня взял Марк Анатольевич Захаров, который очень хотел, чтобы артисты снимались в кино, что было редкостью. Меня стали звать на пробы вскоре после того, как я сыграла главную роль в спектакле «Жестокие игры».
Но звать-то звали, однако не утверждали. Однажды к нам в театр пришел Эльдар Александрович Рязанов. Хотел посмотреть на Абдулова. После спектакля, показывая на меня, сказал: ну и вот эту позовите. И вот мы пришли пробоваться: Абдулов — на главную роль в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», я — на Настеньку, Лариса Удовиченко — на Жужу.
Абдулов постоянно предлагал какие-то новые идеи своего образа, что Рязанову не нравилось категорически. А я только думала: ну почему же не волнуюсь? А Рязанов еще сказал гримеру: сделай ее покрасивее.
Но чем дольше меня гримировали, тем страшнее я становилась. В общем, никого из нас не взяли. А потом меня стали брать на роли подружек главных героинь. Но не у Рязанова…
- А как же случился «Вокзал для двоих»?
- А это по протекции пасынка Эльдара Александровича — Николая Скуйбина. Потому что в его фильме «Кто стучится в дверь ко мне…» я была единственной, кто слушался режиссера, остальные актеры не слушались — Ливанов, Спиридонов, Тома… А я слушалась.
И его мама, жена Рязанова, симпатизировала мне, наверное, даже хотела, чтобы я стала ее невесткой. Так, можно сказать, по знакомству, я сыграла в фильме Эльдара Александровича маленькую роль дежурной по залу «Интурист».
- С ним работать, вероятно, было непросто? Говорят, на съемках он актеров буквально доводил до слез…
- Да нет, это был удивительный человек. А насчет слез… Во время съемок мне надо было заплакать, и он мне сказал: ну что, Таня, сама заплачешь или гримеров попросим?
А для нас это был такой позор! Если актриса не могла сама заплакать, то какая она вообще актриса? Тогда он стал доводить меня до слез. И у него это получилось. Мы плакали с Людмилой Марковной: то она, то я. Рязанову понравилось…
И потом была еще одна работа, роль главной героини в фильме «Забытая мелодия для флейты». Эльдар Александрович хотел, чтобы героиня была невероятно красива и также невероятно талантлива. Пять актрис пробовались, потом Рязанов еще полгода раздумывал, кого брать. И он был не очень доволен мною.
Думаю, в том, что меня все же утвердили, опять сыграла свою роль его жена Нина Григорьевна, за что ей очень благодарна. Хотя именно в этой картине мне пришлось ой как непросто. Помню, снимали мой проход по улице зимой, было очень холодно. А у Рязанова возникали какие-то завиральные идеи. Талантливые, но…
Он решил не снимать мосфильмовскую массовку, а снять живую уличную толпу. На Мясницкой. И я как бы женщина из толпы. А тогда Рязанов был невероятно популярен, его обожали все, он вел «Кинопанораму». Кто-то замечал его и: «Смотрите, это Рязанов, кино снимает!» Все останавливались, начинали глазеть на нас. А он человек вспыльчивый, сразу кричал: «Проходите! Не смотрите сюда! Идите работайте, что вы тут стоите?! Сколько в стране бездельников!»
Собиралось еще больше народа, все с интересом смотрели и слушали. И мы никак не могли снять эпизод. Стали уже в толпу ставить своих людей, чтобы нейтрализовали тех, кто кричит. И вот, значит, на восьмом дубле я иду, уже почти все отсняли. Вдруг какой-то человек, не из своих, толкает меня в спину и говорит: смотри, вон Рязанов, кино снимает. Эльдар Александрович за ним понесся с криком: «Я тебя убью», — но не догнал… Вообще, он мог накричать, и мне, и Лене Майоровой доставалось.
«СЕЙЧАС ПРОСТО НАБЛЮДАЮ»
- С кем еще из легендарных режиссеров вам довелось поработать?
- Да вот не удалось. Я раза два или три просила Алексея Германа-старшего меня снять — он все отшучивался.
- А чем запомнилась работа с Владимиром Бортко?
- Недавно ходила к нему на премьеру фильма «Любовь». Он поставил меня рядом с Анной Чиповской, которая сыграла там главную роль, и сказал: «Вот она — это ты, а ты — это она».
Я удивилась, ведь ничего общего. А потом узнала, что она с Бортко на съемках ругалась, и вспомнила, как в фильме «Блондинка за углом» я тоже с ним ругалась. Он ведь такой неопытный был тогда — всего второй свой фильм снимал. Помню, как по поводу этой его неопытности возмущался Андрей Миронов.
- В Миронова на съемках многие влюблялись. А с вами он общался сверху вниз?
- Нет. Ничего, кроме прекрасного, я от него не видела. Он был, конечно, суперзвезда, но тогда так не говорили, в моде была самоирония. И когда мы Андрея расспрашивали о его аншлаговых спектаклях в Театре сатиры, заявлял: «Патологический неуспех!»
Вообще, мне повезло в этом фильме застать два поколения гениальных актеров. С одной стороны — Миронов, Елена Соловей. С другой — Павел Кадочников, Марк Прудкин…
- Так какое время вам больше нравится: то или это?
- Не знаю. Сейчас более тяжелое и непонятное время. Потому что все решает не режиссер, а продюсер, он и артистов утверждает…
- А как у вас складываются отношения с Союзом кинематографистов?
- Когда несколько лет назад я снималась у ныне покойного режиссера Пичула, мне позвонили журналисты с телевидения и спросили: а правда, что вас исключили из союза? Я ответила, что ничего не знаю. А потом в Союзе кинематографистов мне сказали, что может исключить только съезд. Вот жду съезда…
- Но тут еще имеются в виду ваши отношения с Никитой Михалковым. Вы же резко выступали против строительства его студией гостиницы в Малом Козихинском переулке, принимали участие в пикетировании стройки…
- Нет, сейчас уже нет. Однажды я проснулась и поняла, что сил моих не хватает для достижения таких целей, моя борьба бессмысленна. Но действительно я довольно долго боролась за сохранение старой Москвы. Тем более что рядом со мной это происходило — ее разрушение…
- Так какие же планы на будущее?
- Каких-то планов я не строю, живу как живется. У меня нет грусти и печали по поводу ролей, хотя многие коллеги меня не понимают. Я так много всего наиграла, что сейчас просто наблюдаю…
Андрей Князев.
ТАСС /В. Тараканов