«Страдать будут все». Когда закончится Фонд национального благосостояния

Экoнoмист Игoрь Никoлaeв oбъяснил Sobesednik.ru, чем рискуют власти, залезая в Фонд национального благосостояния.

Как ранее писал Sobesednik.ru, председатель Счётной палаты РФ Татьяна Голикова заявила, что в 2017 году Россия полностью исчерпает Резервный фонд и начнёт использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), который является частью механизма пенсионного обеспечения россиян.

Как отметил в комментарии для Sobesednik.ru директор Института стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев, в проекте закона о федеральном бюджете на 2017–2019 годы предусмотрено, что бюджетный дефицит правительство будет компенсировать за счёт Резервного фонда:

– Поэтому первая часть заявления Голиковой понятна – это уже почти законодательно закреплено, – сказал экономист. – Что касается ФНБ, то взять оттуда деньги будет непросто в том смысле, что потребуется менять закон. Фонд был создан для вполне определённой цели – для обеспечения устойчивости пенсионной системы. Там есть определённые нормативы – сколько мы можем тратить на инфраструктурные проекты (на них, кстати, начали тратить уже сейчас). Но я не считаю, что у нас так уж непросто поменять закон, особенно с таким большинством в Думе у правящей партии. Что надо – сделают. Будет новый закон, по новому закону вполне можно будет тратить.

По данным Минфина, на 1 ноября объём Резервного фонда составлял 1,992 триллиона рублей, а объём ФНБ – чуть менее 4,542 триллиона рублей. В ведомстве прогнозируют, что после 2019 года в этом кармане экономического пиджака РФ останется всего 500 миллиардов рублей.

По словам Игоря Николаева, прогнозируемое исчерпание средств не только Резервного фонда, но ещё и ФНБ может привести к обвальному сокращению расходов федерального бюджета. Это станет болезненным ударом для российской экономики, уверен эксперт:

– Конечно, плохо, что мы это делаем. Это можно было бы не делать, если бы у нас, как обещали, дно кризиса было бы давно пройдено и экономика стала бы генерировать доходы. Но этого не сделали. Нам обещали, что рост начнётся в четвёртом квартале, рост не начался, а деньги-то надо откуда-то брать. Тем более продолжается санкционное противостояние, заимствовать трудно. Это всё результат собственной неэффективной экономической политики. Мы тратим национальное благосостояние, транжирим.

Самое «интересное» начнётся после того, как мы его [Фонд национального благосостояния] потратим, – прогнозирует экономист. – Мы же почти потратили Резервный фонд, а они были [с ФНБ] примерно в одинаковых объёмах. А откуда будем брать деньги, когда ФНБ потратим? Это риски после 2018 года.

Самые существенные риски нас ждут в 2019 году, – говорит Николаев. – Это [исчерпание средств ФНБ] не пройдёт бесследно для всей экономики, поскольку приведёт к сокращению инвестиционных доходов, а это не только бюджетники, но и те, кто работал на госзаказе, а таких много в нашей огосударствлённой экономике. Страдать будут не только бюджетники, но и все.