Скандал с «Нуриевым»: что за этим стоит?

Мaтeриaлы пo тeмe

«Нoчныe снaйпeры» выступили в мoскoвскoм Crocus City Hall

В тeaтрe «Шaлoм» пройдет романтическая «Ночь искусств»

Театр, поставивший скандальный спектакль «БерлусПутин», закрыт

Общественность, и не только балетная, активно обсуждает скандал, связанный с переносом спектакля режиссера Кирилла Серебренникова и хореографа Юрия Посохова. 

Вдруг накануне премьеры руководство Большого театра в лице директора Владимира Урина объявило, что спектакль не готов, «сыроват», требуется доработка. А посему покажут его не раньше мая 2018-го.

Версий такого громкого события на сегодняшний день три.

- Где-то весной я виделась с Посоховым, — рассказала «МН» народная артистка СССР, балерина Маргарита Дроздова. — Он нервничал, говорил, что не успевают подготовить и «довести до ума». Еще живы родственники Нуриева, люди, его знавшие…

Нуриев был величиной в балетном мире, имя прозвучало на Западе, где он нес традиции русского балета. Все-таки такой спектакль нельзя выпускать наскоком, это будет неуважением к человеку, о котором решили рассказать со сцены…

А в запреты по этическим мотивам я не верю. По телевизору, в газетах-журналах столько разной информации, все доступно — и никого ничем не удивишь, каждый живет, как хочет. Существуют и однополые браки — это данность времени.

Совсем иную точку зрения озвучил театральный критик, бывший начальник отдела творческого планирования Большого театра Михаил Фихтенгольц. По его мнению, это, безусловно, запрет, но личность Нуриева тут ни при чем.

- Это настоящая травля Кирилла Серебренникова! — убежден Фихтенгольц. — Сначала обвинили его «Седьмую студию»: якобы не поставили спектакль и потратили государственные деньги, при том что спектакль, якобы «не поставленный», был и есть. Но отчего-то ни многочисленные рецензии, ни завоеванные международные награды не являются теперь для суда доказательством. Так что эти две истории — скандал с «Седьмой студией» и фактический запрет премьеры «Нуриева» — звенья одной цепи.

- Но и Урин, и министр культуры Мединский официально заявили, что никакой политики тут искать не стоит.

- А что они еще могут сказать? Оба названных вами персонажа — чиновники, и несут ответственность перед еще более высокими инстанциями. Непонятно, как на такой спектакль отреагирует Кремль. И как отреагирует православная общественность — не появятся ли оголтелые религиозные фанатики возле Большого театра (а такое развитие событий возможно)? У страха, как известно, глаза велики.

- Скандал, конечно, колоссальный. В том числе на международном уровне. На премьеру ведь собиралось множество иностранцев, — рассуждает старейший балетовед, театральный критик Вадим Гаевский. — По факту, официально, не запрещен, а перенесен. На май следующего года.

Два месяца пройдет после выборов. До выборов скандалы внутреннего порядка, в том числе в культурной сфере, безусловно, недопустимы — и власти будут делать все возможное, чтобы их избежать. Так что поживем — увидим. Если спектакль действительно выдающийся, он не пропадет.

- На моей памяти была история, — заодно вспомнил Гаевский. — Представители Думы «громили» Большой театр за спектакль «Дети Розенталя» по либретто Владимира Сорокина. Причем та постановка была гораздо более смелой, чем «Нуриев». И вот на открытой встрече балетных с думцами «налетела» депутатша и с ней мужичок — с претензиями: дескать, как вы можете такое ставить, да мы вас!..

Но на защиту грудью встал оказавшийся на этом мероприятии Олег Павлович Табаков. Наорал на представителей власти. «Вы кто такие, чтобы судить?» — орал прямо. Они перепугались.

Депутатша (это была бывшая актриса Драпеко) потом полезла целоваться с Иксановым (он тогда был директором Большого)… То есть депутаты напирали на «кощунство и оскорбление», но Табаков вступился и раздавил их в два слова!

КСТАТИ

После отмены балетные загудели, что виноват-де скандальный налет спектакля. Просочились и некоторые любопытные подробности будущей постановки: о портрете обнаженного Нуриева во всю стену, об артистах, которые, по задумке авторов, щеголяют по сцене в чем мама родила. Ну и наконец многих смутила личность героя постановки — легендарный танцовщик в 1961 году попросил политического убежища в Париже, став одним из самых известных в СССР «невозвращенцев». А также не скрывал своей гомосексуальности.

В Большом тоже ничего не скрывают, например то, что накануне премьеры им был звонок из Министерства культуры.

- Но министр не вмешивается в наши творческие дела, ни о каком «политическом запрете» речи и быть не может, — поспешил объясниться с общественностью директор Урин.

Виктория Катаева.

REX/FOTODOM

КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM