Сергей Урсуляк: «Люблю валять дурака!»
Мaтeриaлы пo тeмe
Кaк Сeргeй Шнурoв «oтжaл» рoль у Ивaнa Oxлoбыстинa
Рeжиссeр Aлeксeй Смирнoв: o рoдитeляx, сестре, большой любви и… киллере
Дарья Урсуляк: «Эта история про то, что происходит сейчас»
В биографии режиссера, подарившего нам такие фильмы, как «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон», есть страницы для широкой публики наверняка неожиданные.
Например, что детство он провел в Магадане. Что хотел стать актером и легко поступил в столичный театральный вуз, но потом оказалось, что профессию выбрал неправильно…
А многие ли знают, что замечательные молодые актрисы Александра и Дарья Урсуляк — его дочери, а не однофамилицы?
- Сергей Владимирович, если бы сейчас оказались в Магадане, к кому пошли бы в гости?
- Ни к кому. Я бы просто прошел по тому маршруту, по которому когда-то ходил. Но я не хочу туда приезжать, не хочу разочарований. Не хочу увидеть Магадан нынешними своими глазами.
- Вы из тех, кто не любит возвращаться в прошлое даже мысленно?
- Нет, я как раз все время что-то вспоминаю и как-то ностальгирую. Магадан… Я в 1967 году его покинул, больше там не был. И понимаю, что это слишком долго, чтобы вернуться и ощутить те же светлые чувства к городу, которые испытывал в детстве и которые живы, надо сказать, по сей день. Боюсь, что старые чувства уйдут, а новые не появятся. А я этого не хочу…
«МОЯ ЖЕНА ДОХОХОТАЛАСЬ ДО РОДОВ»
- В молодости вы жили и в Москве, и в Ленинграде, где работали в театре Аркадия Райкина. Какой город принес больше радости, а какой — трудностей, огорчений?
- Конечно же больше радости — это Москва, больше трудностей — Питер. По сути дела, красоту Петербурга я понял только сейчас, по прошествии многих лет. Живя в этом городе (это было в начале 80-х), я почему-то долгое время считал его совершенно неинтересным, чужим, неприятным.
А сейчас понимаю, что Петербург действительно один из лучших городов мира, и я очень люблю приезжать в этот город. С Москвой же у меня произошел обратный процесс. Я обожал Москву. Но до времен перестроечных и постперестроечных. Вот тогда я ее активно разлюбил, она перестала мне нравиться. Только буквально год назад я снова начал ощущать какую-то теплоту к Москве.
- Петербург испытывал вас и как актера?
- Как актера вряд ли. Я ведь пришел в театр Аркадия Райкина не для того, чтобы его завоевать, а с сугубо утилитарной целью: чтобы вместе с театром переехать в Москву и таким образом закрепиться в профессии.
- А в Москве не складывалось?
- Не складывалось. После окончания училища — никак. Так что театр Аркадия Райкина был такой спасательный круг. Тем более мне сказали, что буквально вот-вот театр переедет в столицу. Но дело затянулось почти на три года. Пришел я туда только пересидеть, что называется, и никак не предполагал, что этот театр до такой степени станет моей судьбой. Потому что потом пришел Костя (Константин Райкин. — Ред.), появился «Сатирикон», началась другая жизнь. Затем в театр пришла моя будущая жена. А сейчас в «Сатириконе» работает даже дочь Даша, чего вообще предположить было нельзя.
- Ваша супруга, замечательная актриса Лика Нифонтова, как-то сказала в интервью, что вы прекрасный комедийный актер. А смотришь на вас и не верится — такой серьезный!
- Я на самом деле люблю дуракаваляние и кривляние, поскольку в Щукинском училище, где учился, вся обстановка располагала к юмору, к шутовству. Щукинская школа это поощряла. И все мои друзья были отменными шутниками. Вот таким образом оно и выкристаллизовывалось. Да, действительно, я достаточно хорошо кривлялся, кривляюсь… Но это не значит, что я могу быть артистом.
- Правда, что жена на вашем выступлении так хохотала, что у нее начались роды?
- Правда. Но не на выступлении, а на премьере спектакля, в котором я играл смешную роль. Да, дохохоталась до родов.
- По-вашему, насколько важно художнику иметь счастливую личную жизнь?
- Вообще, счастье в личной жизни — штука хорошая. Ведь именно его всегда желают человеку, кроме крепкого здоровья. Другое дело, что для кого-то несчастье в личной жизни как раз стимул и почва для творчества.
Но я вам хочу сказать, что не нужно в этом деле ничего конструировать. Жизнь все равно складывается так, как она складывается. Стремиться нужно конечно же к счастью, ну а дальше — как получится.
Если же говорить о настоящих художниках, то у них всегда множество поводов для терзаний даже при самой счастливой семейной жизни. Знаю по судьбам многих. Какой бы любовью художник ни был окружен, он проживает довольно мучительную жизнь. Еще Пастернак сказал: «С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой…»
«ДОЧКИ МОИМ СОВЕТАМ НЕ СЛЕДУЮТ»
- Первые браки часто распадаются. Но вот как к ним относиться: как к ошибкам или же как к полезному опыту?
- Если нет каких-то трагических последствий, это, конечно, всегда подарок. По крайней мере, так было у меня. Могу сказать, что и первый, и второй раз я женился правильно. В результате первого брака родилась Саша (Александра Урсуляк. — Ред.), чем осчастливила не только нас, родителей, но и Театр имени Пушкина. Уже это прекрасно. А во-вторых… Ну, согласитесь, нужно очень постараться, чтобы выйти замуж или жениться на откровенно плохом человеке и только в процессе жизни это понять. У меня такого не было, поэтому я прекрасно был женат оба раза.
- Взрослые дочери с вами советуются? И в том, что касается профессии, и по житейским вопросам?
- Формально говоря — да, мы все время что-то обсуждаем. Но не могу сказать, что они следуют моим советам. Последнее время я не очень их и даю, потому что понимаю, что… не очень уже котируюсь в этом смысле. Мое мнение, как правило, не совпадает с мнением дочерей. Или формально они говорят «да, да, да», а потом вижу, что делают по-своему, по-другому. И это правильно. Так и надо.
- Ваша старшая внучка Аня, которой 10 лет, уже пробует силы как режиссер и сценарист. Смена подрастает?
- Вы знаете, меня действительно это удивляет. Мы никогда с ней не говорили о профессии, я ее ни к чему не подталкивал. И вдруг обнаружил, что Аня на даче набирает группу детей и что-то там с ними снимает на телефон. Может, что-то в ней действительно выкристаллизовывается. Что-то творческое. Аня, например, прекрасно рисует. Когда начинает делать какие-то анимационные вещи, это просто очень талантливо. Может, мне так кажется, потому что я совершенно не владею этим и для меня это чудо.
- К женской режиссуре не относитесь ли вы как-то так слегка?..
- Отношусь. Слегка. Но опять же. Есть Лариса Шепитько — и есть женщины-режиссеры. Есть Татьяна Лиознова — и есть женщины-режиссеры. Есть Гетта Яновская — и есть женщины-режиссеры. Я не настолько люблю мужскую режиссуру, чтобы совсем отрицать женскую.
- Если актер приходит на съемку, не выучив текст, для вас это серьезный проступок?
- Я это не люблю. Не люблю халтуру. Не понимаю, почему один актер приходит с выученным текстом, а другой позволяет себе его не знать. Подобное, конечно, случалось у меня на съемках. Но такой артист одноразовый для меня, я с ним больше не буду работать. Нет, безусловно, сначала с ним поговорю. Если это единичный случай и мои слова актер воспримет правильно, то последствий не будет. Но если я понимаю, что это тенденция, — все.
- Вам не кажется, что люди соскучились по фильмам, рассказывающим о человеческих взаимоотношениях, чувствах? Могут они вернуться на экран?
- Не думаю, что это вернется массово. Мне кажется, наша жизнь, она… Вот как каналов сейчас много в телевизоре, так и наша жизнь будет так же структурирована — по интересам, по нишам, по отсекам. Массовое кино сегодня и, думаю, еще долгое время будет обращено к очень молодому, не очень интеллектуальному, не очень стремящемуся чувствовать зрителю. Те, кому интересно другое, будут находить какие-то ниши. Для меня сегодня такой нишей является телевизионное кино.
Марина Бойкова.
Фото Г. Усоева,
FOTODOM.RU