Сергей Михайлов: «Встреча с Патриархом была для меня важнейшим событием в жизни»
18 июля Прaвoслaвнaя Цeркoвь oтмeчaeт дeнь oбрeтeния мoщeй прeпoдoбнoгo Сeргия Рaдoнeжскoгo. Игумeн зeмли Русскoй – нeбeсный пoкрoвитeль Сeргeя Aнaтoльeвичa Миxaйлoвa, Председателя Попечительного совета Благотворительного фонда «Участие».
Свое представление о человеке мы, как правило, формируем на основе расхожей информации о его деятельности, положении в обществе и влиянии человека на те, или иные процессы. О духовной жизни личности, тем более, известной, говорить как-то не принято. Хотя, именно эта сокровенная жизнь и помогает понять человека. Особенно, если, помимо обязательных, производственных и личных забот, его волнуют проблемы социума и государства. Тем более, если этот человек, по мере сил, берется их решать.
- Сергей Анатольевич, как Вы вошли в Храм? Как проходило Ваше воцерковление?
- Мои родители были верующими людьми и, в частности, благодаря матушке, я узнал немного о христианстве. Время было атеистическое и для меня это был особенный, весьма тонкий момент.
Однако, на фундаменте, который мне дали родители, я начал изучать основы христианства и православия. Так, шаг за шагом, понемногу я и приходил к вере.
В то же время, меня побудили войти в храм и несколько, можно сказать, чудесных случаев, которые со мной произошли. Поэтому я твердо уверовал в то, что Господь Бог всевидящ, милосерден и моя душа Ему открылась.
- Что-то изменилось в Ваших взглядах, в поступках и убеждениях после того, как Вы вошли в Храм?
- То, что я ходил в храм, — это одно. Но то, что я стал изучать Библию, Святое писание — это, конечно, произвело не меня огромное впечатление и дало мне определенные знания, правила о том, как себя вести и как жить.
После того, как ты начинаешь изучать Святое писание, как будто раскрываются какие-то врата, проясняются многие вопросы, находятся ответы на сложные жизненные ситуации. Ты чувствуешь, что тебя направляют, что с тобой вместе идет Святой дух. А если делаешь что-то неправильно, то тебя сразу взывают к совести.
Когда, вопреки совести, делаешь какие-то неблаговидные поступки, поступаешь против своего духовного стремления, то, естественно, приходит наказание. Тут как с бумерангом — если забросишь его с позитивом, он с позитивом к тебе и вернется, а забросишь с негативом — вернется с негативом. Все это отражено в Святом писании, в Библии, где сказано: «Не делай человеку того, чего сам себе не желаешь.
- Получается, что Святое писание и Библию Вы изучали самостоятельно? Или у Вас был пастырь, духовный наставник?
- Все происходило как-то постепенно. Конечно, на моем пути встречались духовные люди, которые давали мне определенные наставления. А было и такое время, когда я занимался духовным образованием самостоятельно. Этот процесс был взаимный: я стремился к Богу, а Бог открывал мне Себя.
- На этом пути с Вами произошла уникальная история — далеко не каждому человеку, христианину выпадает счастье встречи с Патриархом. К тому, же, Его Святейшество Патриарх Алексий II не только благословлял Вас, но и многократно беседовал с Вами. Чем стала для Вас эта встреча?
- Встреча с Патриархом была для меня важнейшим событием в жизни. Абсолютно все его поступки, — даже житейского плана, — казались мне духовными. Вся его жизнь, все его движения, – это замечал не только я, но и другие люди, — со всей очевидностью говорили, какой чашей духовной власти одарил Господь этого человека!
Для меня, конечно, было великим счастьем повстречаться с Его Святейшеством, проводить с ним время, как-то помогать и, я бы сказал, даже дружить с ним. Я восхищался этим человеком. Его Святейшество Алексий II – царствие ему небесное — был человеком, абсолютно достойным той духовной чаши, которую Господь ему дал.
- Ваша благотворительная деятельность идет в определенном русле: Вы помогаете слабым, вдовам, детям с трудной судьбой, спортсменам, преодолевающим недуги. Почему Вы стали помогать именно таким людям?
- Это нормально для христианина, ведь, и в Писании говорится о том, что надо помогать бедным, неимущим. Это долг. А еще, это и веление сердца. Если человек трогательно относится к боли другого, если у него щемит сердце и он, как бы, перекладывает чужую боль на себя, то желание помочь человеку — естественно.
Тем более в Писании говорится, что когда наш земной путь закончится, то мы все предстанем перед Господом и нам нужно будет держать ответ. Тогда все наши добрые поступки станут на одну сторону, а все негативные — на другую. Если добрые поступки перевесят, это и будет счастьем, и спасением.
Ведь наша земная жизнь, — если ее сопоставить с историй мира, — это просто миг. Но, когда мы закончим нашу жизнь, останутся наши дела. Какими они будут, такою от вездесущего Бога будет и награда.
- Что было главной мотивацией в Вашем решении строить храм в Солнцево?
- Само слово Солнцево – это родина. Ведь я же там родился, вырос, знаю каждый угол. Конечно, сейчас там все сильно поменялось, но моя любовь к этому месту — безгранична. И, хотя я в том районе сейчас не живу, но бываю там часто.
В какой-то момент у меня и моих друзей зародилась идея построить в Солнцево храм. Жестокосердие, к сожалению, присутствует везде и во всем и мне хотелось, чтобы в людях проявлялась доброта, милосердие, чтобы жизнь людей становилась более духовной, а их сердца – смягчились.
- Можете поделиться своими размышлениями о духовной жизни современного общества? Есть ли сегодня место справедливости и чуду?
- Недавно привозили в Москву мощи святителя Николая. Два месяца, а какие были очереди!
Люди тянутся к духовной жизни, ведь Россия – это святая Русь. Но, к сожалению, современный социум достаточно тяжел и эта тяжесть является для каждого человека испытанием, которое надо пройти достойно. Если достойно пройдешь, то, как подарок судьбы, будет награда — хорошая работа, выздоровление, другие блага.
Я тоже был у мощей святого Николая – а у меня был небольшой недуг и я обратился к Святителю. И, буквально, через два-три дня мне, вдруг, прислали лекарство. Один укол, и я забыл боль. — Разве это не чудо?
Правильно говорится, что Николай Мирликийский – чудотворец. Однако, и Николай Мирликийский и все святые помогают не только тем, кто этого заслуживает, но и тем, кто, казалось, бы, этого не заслуживает. Потому, что Господь сказал: «Будьте милосердны». Потому, что милосердие спасет мир.
– Как Вы относитесь к слабостям, ошибкам и дурным поступкам тех, кто Вас окружает? Как Вы относитесь к предательству людей, с кем приходится общаться?
- Самое для меня неприемлемое — это предательство. Неприемлемо абсолютно. Если меня предают, я с такими людьми просто расстаюсь. Я их забыл, они для меня не существуют.
А, вообще-то, стараешься простить. Смотришь на поступок человека и думаешь, — почему он так поступил? Наверное, ему было плохо, не хватило терпения, понимания. Это — человеческие ошибки.
Но, если человек сделал один дурной поступок, то он влечет за собой другой, и тогда человек уже не может остановиться. Тут надо понимать, что так действует дьявол, который затягивает человека в паутину.
– Вы стараетесь понять человека с точки зрения того багажа духовных знаний, которыми теперь обладаете?
- Конечно. И это лично я. Но, к сожалению, время сейчас трудное и люди озлобились. Думаю, что от непонимания. К примеру, некоторые критикуют нашего президента, которого я искренне уважаю.
Я бы хотел всем тем, кто сейчас критикует Путина, напомнить, как сто лет назад либералы и Дума заставили отречься Царя. Что стало потом? Потом была разруха, террор и огромные жертвы. Сейчас без такого лидера, как Путин, Россия просто погибнет, но, пока не видно на горизонте человека, подобного ему.
Президент меня восхищает своей внешней политикой. Внутренняя политика у нас пока отстает. Но, учитывая, что практически, весь мир против России – различные экономические санкции, нападки, — становится понятно, что это надо выдерживать, и выдерживать достойно.
Ситуация сегодня очень сложная. Отходят от Бога американцы, а все потому, что духовно близоруки и не видят, что беда совсем рядом. Их просто накроет и благополучная Америка может кануть — в никуда. Впрочем, как и весь мир. Поэтому сейчас надо вести очень осторожную политику и такой, не побоюсь сказать, вождь, как Путин, выстраивает отношения очень грамотно.
Да, нам еще многого не хватает, у нас маленькие зарплаты, люди недостаточно обеспечены. Но, зато, у нас нет войны, и нам никто не опасен; у России прекрасная армия и отличное оружие. При этом нас боятся, и это хорошо. Потому, что вокруг России концентрируется военная угроза; вся Европа под вилянием Америки. Однако, уверен, что совсем скоро все нормализуется. И Европа к нам повернется лицом, и с Америкой будет все в порядке. Господь все уладит. А когда все нормализуется, то и заработки будут хорошие, люди заживут получше, и экономика вырастет.
- У Вас есть друзья? Они с Вами с детства? Или это просто деловые партнеры?
- Я, как и всякий человек, имею и друзей, и врагов. И это нормально. На друзей своих я очень рассчитываю, потому, что мы идем по жизни уже много лет. Друзья очень мощные, искренние и я знаю, что всегда могу опереться на плечо друга. И если со мной что-то произойдет, то друзья не оставят ни меня, ни мою семью.
- Отчасти Вы уже опередили мой вопрос насчет идеалов и наш президент – один из них. А кто еще? Поскольку Вы хорошо знаете отечественную историю, чьи образы вам особенно дороги?
- И Александр Невский, и Александр Васильевич Суворов, и преподобный Сергий Радонежский. К примеру преподобный Сергий поразил меня своей миротворческой деятельностью.
Он мирил русских князей, и в тех землях, где его пытались не слушать, Сергий Радонежский просто закрывал церкви. А что такое закрыть церкви в княжестве? Народ бунтует. Поэтому князьям приходилось мириться друг с другом, и, таким образом, Сергий Радонежский объединял Русь. Наши подвижники, которые, отдавая свое сердце людям, вели, учили и направляли людей, и являлись для меня примером.
– Вы лидер? Вы берете на себя ответственность за принятие решений? Или решаете все коллегиально?
- Трудно говорить о себе. Пусть об этом скажет кто-то другой, кто меня знает. Друзья говорят, что я человек хороший, а враги, — что «лидер преступной группировки». Есть выражение в Библии: «По делам их узнаете их». Так вот, дела-то мои все записаны, в том числе и на сайте Благотворительного фонда «Участие».
Посмотрите, там есть всё, вся моя деятельность: помогли школе, построили церковь, отладили детский дом, помогли разным людям, спортсменам. А те шавки, которые лают, — пусть покажут, что они сделали для людей, для страны, для России? Их конек — только выкапывать несуществующее, «обличать» и перевирать. Я их не сужу, их рассудит Господь.
А, что касается приятия решений, то это бывает по-разному: какие-то решения, где все зависит только от меня, я принимаю сам. А какие-то, — коллегиально. Потому, что нельзя быть авторитарным человеком, это не мое. Я живу по принципу: «Спешите делать добро».