Россияне упиваются в Магадане и трезвы на Кавказе?
Рeйтинг сaмыx пьющиx рeгиoнoв Рoссии oпубликoвaл Рoспoтрeбнaдзoр, но в его объективность верится с трудом.
Представленные данные лишь показывают, сколько алкоголя покупается в том или ином регионе, но никак не учитывают «серый» рынок. А на него, к слову, приходится 46% всего потребляемого алкоголя.
Что же выяснили в ходе своего исследования специалисты Роспотребнадзора?
Что больше всего спиртных напитков употребляют в Магаданской области. Там объем продаж алкоголя в 2016 году составил 14,1 л чистого спирта на душу населения. В пересчете на классическую водку это примерно 70 поллитровок в год.
В число регионов, много потребляющих крепкий алкоголь, попали также Москва (13,3 л), Сахалинская область (13 л) и Республика Коми (13 л).
Самый низкий объем продаж крепких алкогольных напитков на душу населения зафиксирован в республиках Ингушетия и Чечня (0,1 л), Кабардино-Балкарской Республике (0,5 л), Республике Северная Осетия — Алания (0,6 л).
Кроме того, Роспотребнадзор, видимо, желая показать, как здорово в стране идет борьба с алкоголизмом, сделал по итогам рейтинга и на основе данных Росстата весьма оптимистичный вывод.
Оказывается, за последние пять лет продажи крепких алкогольных напитков в России снизились на 40%: в 2011 году продажи водки и ликероводочной продукции составляли почти 1,51 млрд литров, а в 2016 году — всего 930 млн.
Потребление алкоголя в среднем составляет 6,5 литра на душу населения. Неужели и правда стали меньше пить? Вряд ли!
Истоки такой красивой статистики, скорее всего, связаны с введением в стране с 1 июля 2016 года ЕГАИС — системы, созданной для учета объема производства и оборота алкогольной продукции в рознице.
С середины прошлого года ни одна бутылка с алкоголем больше не должна попадать в магазины без акцизной марки. Дело хорошее: только за год после введения ЕГАИС бюджеты разных уровней получили дополнительно 40 млрд рублей. Вот только на трезвости населения это никак не сказалось.
Те, кто может себе позволить покупать недешевый алкоголь с акцизной маркой — те же Москва и Магадан, где традиционно высокий уровень доходов, — просто стали платить за крепкие напитки больше, однако те, чей доход не позволяет отовариваться в магазинах, перешли на нелегальную продукцию и спиртосодержащие жидкости.
Кроме того, в столице в силу ее близости к многочисленным проверяющим органам ни одна бутылка без акциза на прилавок не проскочит, и москвичи, покупая только учтенный в ЕГАИС алкоголь, автоматом попадают в разряд самых пьющих. Чем дальше от столицы, тем контроль за производителями и розницей слабее, а значит, больше шансов обойти систему и на произведенный спиртзаводами алкоголь, поставляемый по «серым» схемам, наклеить поддельные акцизы, которые не попадут в базу ЕГАИС.
Плюс ко всему запретительные меры, как и предсказывали эксперты еще до введения ЕГАИС, привели к резкому росту подпольного рынка. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявляет, что объем теневого рынка алкоголя достигает 46%, из них 14% приходится на алкогольные суррогаты, 17% — на самогон, 15% — на нелегально продаваемую водку, произведенную на предприятиях.
Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз называет натуральные числа: оборот нелегального алкоголя — от 800 млн до 1 млрд литров.
То, что «неправильного» алкоголя в стране предостаточно, подтвердили даже в Росалкогольрегулировании. По его данным, за первые три месяца 2017 года было изъято и арестовано 5 млн литров нелегальной алкогольной и спиртосодержащей продукции (в 2016 году — 2,3 млн литров).
В объективность рейтинга Роспотребнадзора верится с трудом еще и потому, что уже давно установлено: модель потребления алкоголя зависит от культурных и религиозных особенностей, доходов населения, регионального регулирования мест и времени продаж алкопродукции и даже места проживания потребителей крепких напитков…
К примеру, мусульмане традиционно мало потребляют алкоголя, в южных регионах развиты домашнее виноделие и самогоноварение, которые никогда не попадают в официальную статистику.
На Ставрополье рынок по-прежнему насыщен левой осетинской и кабардинской водкой по 50-100 руб. за бутылку, да и во Владикавказе море неучтенной водки. А сельские жители вообще редко покупают алкоголь в магазинах, зато активно производят его сами. В Якутии и Туле спиртное невозможно купить в выходные до двух часов дня, что также сказывается на объемах легальных продаж.
Одним словом, познакомившись с результатами представленного рейтинга самых пьющих регионов и взглянув на объективную картину происходящего, можно сделать только один вывод: на самом деле россияне стали не меньше пить, а просто ушли в нелегальный сектор, который ни Роспотребнадзором, ни Росстатом в расчет не берется.
Елена Хакимова.
PHOTOXPRESS/М. Красильникова