России угрожает «арабское НАТО»
Мaтeриaлы пo тeмe
Турция oткaзывaeтся спасать курдов от исламистов
Курорты Турции под прицелом «Исламского государства»
Турция не будет вводить антироссийские санкции
После избрания Трампа ситуация на Ближнем Востоке складывается для России не лучшим образом, считают аналитики.
На днях вице-президент США Майк Пенс назвал РФ и Иран главными мировыми угрозами. По его словам, ничего более опасного не было в мире начиная с 1991 года, «после падения коммунизма».
«Иранские войска воюют в Сирии, — напоминает российский политолог, эксперт по Ближнему Востоку Михаил Магид. — Удар США по Сирии был не столько по Асаду, сколько по иранцам».
Усилиями Ирана образована так называемая шиитская дуга, которую как раз и намерены разрушить США, опираясь в первую очередь на «арабское НАТО». В это неформальное объединение входят сегодня почти все арабские страны, уверяют эксперты по Ближнему Востоку.
«Для арабских «заливников» не было ничего страшнее, чем администрация Обамы, тот проводил слабую политику, страны Персидского залива метались, пытаясь найти точку опоры. И вот бомбардировка Сирии Штатами стала сигналом о возвращении США в регион, — говорит Михаил Магид. — Главы арабских государств тут же выстроились к Трампу: «Мы с тобой, Вашингтон! Сколько вам нужно? 300 миллиардов? 500 миллиардов? Мы вам сделаем!»
Что все это значит для России? Ничего хорошего, считают востоковеды. Ближний Восток становится сегодня главным регионом для США, «острие обращено против Ирана и России».
«По одной из версий, Россия пришла в Сирию, чтобы обменять ее на Донбасс и добиться отмены санкций, — комментирует Александр Шумилин, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады. — Однако вместо этого России теперь грозят новые санкции за Сирию».
Положение России в регионе достаточно сложное, помимо Ирана и Сирии здесь сложно найти союзников. Эрдоган хоть и разругался с США, но дружить с Россией по-настоящему не очень-то хочет.
«Обама после избрания президентом поехал вначале в Турцию, потом — в Саудовскую Аравию, Трамп — наоборот, — напоминает Павел Шлыков, эксперт по Турции Института стран Азии и Африки МГУ. — С Эрдоганом Трамп разговаривал всего 20 минут вместо положенных по протоколу 40 минут. Трамп сказал, что будет курдам поставлять оружие, Эрдоган взвился: а мы будем все равно их бомбить!»
С Россией турецкий лидер без конца торгуется. «То мы с Эрдоганом обо всем договорились, потом выясняется, что часть санкций сохраняется. По энергетическим проектам очень сложный торг — не удается России отстоять выгодные условия реализации этих проектов», — отмечает Шлыков.
В итоге эксперты относят Турцию не к союзникам России, а причисляют к «арабскому НАТО». Одним словом, Восток — дело тонкое.
Аделаида Сигида.
REX/FOTODOM.RU