Роды с препятствиями

Мaтeриaлы пo тeмe

Учeныe: вeс рeбeнкa при рoждeнии влияeт нa eгo будущую успeвaeмoсть

Жeнщинa родила на борту вертолета, не добравшись до больницы

Телеведущая Алла Михеева согласна родить от Киркорова

Если послушать отчеты власти, демография в России улучшается. Это отметил Владимир Путин в своем недавнем Послании федеральному собранию. 

«Это действительно прорыв в медицине, в регионах центры построили! Когда приезжаешь туда, ходишь — смотришь: сам бы там родил, если бы мог!» — недавно пошутил президент. Однако в то же время тем, кто собирается рожать, совсем не до шуток. Почему, разбирался корреспондент «Мира Новостей».

МОЖАЙСКИЙ СИНДРОМ

Можайск — подмосковный город с населением более 30 тысяч человек. Трудно поверить, что в нем не будет роддома. Однако, кажется, именно такое будущее спланировал для старинного города злой рок. Несколько тысяч человек в ноябре уже подписали петицию в Министерство здравоохранения РФ с просьбой остановить процесс его закрытия.

«Будущим мамочкам приходится ездить за десятки километров в перинатальный центр. Но в таком случае возникает риск дорожных родов с возможными осложнениями. С кровотечением, острой асфиксией плода, эклампсией. Сложно оказать своевременную помощь в машине скорой помощи, когда счет идет на минуты».

«Как можно вопить о повышении рождаемости и вот так подло экономить на здоровье детей?!»

От таких слов, кажется, даже пню станет стыдно. Однако не нашим чиновникам, которые не просто не опровергают слухов, но даже отказываются хоть как-то прояснить ситуацию. Нам, однако, все же удалось получить анонимный комментарий от одной из сотрудниц ЦРБ Можайска, при которой работает роддом. И печальные слухи она подтвердила.

- Насколько знаю, наше родильное отделение собираются не то чтобы совсем закрыть, но сильно сократить, оставив всего несколько коек и только для рожениц с нормальной беременностью и категорически без патологий, — пояснила сотрудница ЦРБ. — Всех же остальных — с тяжелой беременностью, патологиями и тех, кому мест не хватило, будут отправлять в Наро-Фоминск, где большой перинатальный центр открывается в январе. И уже такие случаи, когда не принимаем, есть.

Что сказать? Страшно. В последнее время только об этом и говорим. Ведь если женщину со стремительными родами, или с патологией, или из отдаленного села, которых вокруг нас много, будут везти 50 км, никто не гарантирует, что вовремя довезут. А если кровотечение? Даже подумать страшно…

РОДИЛЬНАЯ ГОРЯЧКА

И страшно не только Можайскому району. Петиции о спасении районных роддомов сыплются десятками. Боится Фрязино — перинатальный центр строится в соседнем Щелкове. Боится Воскресенск — открытие центра грядет в соседней Коломне. Боится город Балахна Нижегородской области —  перинатальный центр открылся в соседнем городе Дзержинске. И этот список можно продолжать долго.

А вот комментарий, который давала местной газете паникующей нынче Балахны заместитель главврача местной ЦРБ по медицинскому обслуживанию населения М. Ефимова в марте 2015 года: «Ни одно лечебное учреждение в нашем районе не будет закрыто. В ряде из них сокращено количество коек, которые не были загружены. То же самое и в отношении нашего роддома. Нет повода для беспокойства. Беременных женщин с высокой степенью риска развития осложнений направляем в роддом №7 нашего областного центра, со средней степенью риска — в перинатальный центр города Дзержинска, где могут оказать помощь на более высоком уровне». 

Не правда ли, ну очень напоминает ситуацию, которая происходит сегодня в Можайске?

ЗАЧЕМ НАМ СТОЛЬКО РОДДОМОВ?

Чиновникам будущих мамаш, судя по всему, вообще не жалко. Причем даже тех, кто, отчаявшись, идет на самые крайние меры. Пример — история в поселке Борисоглебском Ярославской области, которая случилась ровно четыре года назад — как раз тогда, когда по всей России начали повсеместно закрывать районные роддома.

Тогда в роддоме поселка (обслуживавшего, кстати, район с населением более 12 тысяч человек) в качестве протеста против его ликвидации закрылись десять беременных женщин и отказались покинуть его. Замечательно, что на борьбу с протестующими был даже вызван ОМОН, который, однако, брать здание штурмом не решился.

Ну а беременных приехал успокоить сам директор департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Сергей Вундервальд, который объяснил: «Мы не закрываем родильное отделение, а только убираем койки!» (ничего не напоминает?) И что же? Через некоторое время роддом все равно закрыли. Теперь женщины ездят рожать за 40 км в Ростов Великий.

И не только ярославские беременные с тех пор массово колесят по щербатым русским дорогам. За четыре года этот процесс охватил всю Россию.

Согласно подсчетам специалистов фонда «Здоровье», масштабное закрытие родильных коек произошло в сорока регионах. Без роддомов остались пять районов Ростовской и пять Владимирской областей.

Живут теперь без роддомов девять районов Удмуртии. На 60% сократилось количество роддомов в Волгоградской области. А в Тверской губернии их осталось всего два.

Роженицам некоторых районов Кемеровской, Курганской и Пермской областей для того, чтобы родить, приходится преодолевать расстояние в 200-300 километров. Причем порой по страшному бездорожью, путешествуя по которому и нормальная беременная запросто может превратиться в «тяжелый случай».

ПРОГРЕСС С ОСЛОЖНЕНИЯМИ

Ну а о том, чем помимо осложнений в родах все это чревато, давно уже кричат врачи.

- Помимо всевозможных осложнений, кровотечений и травм мамы и ребенка у этой ситуации есть еще одна очень страшная сторона, — говорит сопредседатель Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения «Действие», врач — акушер-гинеколог Екатерина Чацкая. — Будущая мама может просто побояться ехать в своем состоянии в дальний путь. А ведь есть и семьи, где на дорогу попросту нет денег.

И вот следствие, к которому все это уже привело: в последние годы в России стремительно увеличивается количество домашних родов. Женщины остаются рожать дома, зовут акушерок с непонятно каким образованием и опытом. И последствия этих действий, увы, весьма негативны.

А есть и еще один момент. Это увеличившаяся в связи с ликвидацией районных роддомов нагрузка на устоявшие в этой реформе роддома, где сегодня стало так много работы, что зачастую просто не успевают оказать помощь даже тем, кто до этих домов добирается. И этот факт провоцирует текучку: чтобы освободить койку для новоприбывшей роженицы, только родившую женщину выписывают буквально на следующий день. А это влечет за собой рост количества послеродовых осложнений, который действительно наблюдается в последнее время.

И вот главный вопрос. Понятно, что роддома закрывают с целью экономии бюджетных средств, ведь содержать один перинатальный центр дешевле, но стоит ли оно того? Ведь на кону гораздо большая ценность — здоровье нации…

Врачам это понятно.

Пугает одно: все у нас в России, как в родах. Главное, спеша по колдобинам в светлое, чистое и высокотехнологичное, как новенький перинатальный центр, будущее, не умереть по дороге.

Марина Полунина.

ТАСС/В. Мащиков,

С. Тихомиров.