Ремонтники на букву «М»

Мaтeриaлы пo тeмe

Фeдeрaльныe трaссы привeдут в пoрядoк ужe чeрeз четыре года

Замки Англии распродают по цене квартир

Что нужно знать про капитальный ремонт многоквартирных домов?

«Мир Новостей» уже писал о том, с какими издержками проходила программа реконструкции подземных переходов метро и благоустройства территорий возле станций. Но теперь ясно: ремонт с огромным бюджетом, по сути, провален.

Почти два года назад в мэрии сообщили, что на реконструкцию устаревших переходов выделят 3,9 млрд рублей. Чиновники обещали оформить станции в едином стиле, установить противопожарные двери и сделать обогреваемые лестницы, а также обеспечить всех маломобильных граждан специальными лифтами. Более того, руководители города намеревались привести в порядок торговлю в подуличных переходах.

Почти полтора года пассажиры мучились в нечеловеческих давках при входе и выходе из подземки — и без того узкие проходы были перекрыты железными заграждениями. Некоторые вестибюли закрывали на все выходные. Накануне Дня города чиновники отрапортовали об окончании проекта…

МЕТРО ДЛЯ ФИЛЬМА УЖАСОВ

Станция «Волжская» была одной из отстающих: ее ремонтировали долго и тяжело. Представитель компании-подрядчика, заглаживая нелицеприятное впечатление от сроков ремонта, рассказал во всеуслышание, что строители установили новый реечный потолок и 195 светильников. По его словам, это был рекорд.

Запечатлеть трудовой подвиг приехали репортеры городского телеканала. Вечером на экранах телевизоров москвичи увидели серые безликие панели на стенах и болтающиеся на шнурах под потолком лампочки без плафонов. И это все, что удалось сделать за долгие месяцы ремонта?

«Благоустроенная» территория на поверхности подземки вообще напоминала послевоенные руины.

Сегодня здесь ничего не изменилось. Над входом в метро по-прежнему красуется ржавая конструкция, которая теоретически должна быть каркасом для входа в подземку.

Перед новым годом муниципальные депутаты под давлением горожан настрочили письмо в префектуру и пожаловались на некачественный и незавершенный ремонт. От чиновников пришел стандартный ответ, из которого стало ясно, что жалоба отправлена в метрополитен. С тех пор нет ни ответа, ни привета, ни нормальной реконструкции.

Нависшие над людским потоком железяки до сих пор красуются и у метро «Домодедовская» над каждым из выходов.

Знакомой не одному поколению москвичей красной буквы «М» на них нет. Поэтому вокруг устрашающего вида лазов бегают толпы приезжих из аэропорта и спрашивают окружающих, как пройти в подземку. Им невдомек, что в богатой и знаменитой своими стройками столице вход в метрополитен может быть похож на разбитые снарядами катакомбы.

Когда-то, еще до ремонта, стены перехода на «Варшавской» украшал отличный мрамор. В 2015 году сюда пришли рабочие и старую облицовку быстро уничтожили. Вместо нее на стенах появились яркие современные панели.

«Эта плитка непригодна для использования в метро. Облицовка разлетается на множество острых осколков. При малейшем воздействии панель сразу отлетает и ломается», — пишут в соцсетях наблюдательные москвичи.

По этому поводу между интернет-пользователями даже завязался спор. Одни утверждали, что виноваты сами пассажиры. Кто-то, дескать, видел, как подростки ради развлечения проверяли стены на прочность ногами, вот материал и не выдержал. Оппоненты возражали: для того чтобы снести десятки панелей, нужен настоящий погром. Ну и наконец: почему новое покрытие установлено настолько некачественно, что разлетается от одного удара вандала?

На «Пражской» исчезла историческая плитка, а на «Чкаловской» — греческий мрамор. Вместо них появилась дешевая поделка. После открытия перехода на станции метро «Царицыно» пассажиры заметили пандус для инвалидов, упирающийся… в глухую стену. На станции «Речной вокзал» тактильная плитка для слепых вела в столб, а с потолка вестибюля станции «Новые Черемушки» теперь регулярно льется вода.

Остается только гадать, почему ремонт, который и без того длился почти на год дольше заявленных сроков, оказался некачественным и незавершенным? Кто принимал такую работу у строителей?

НА ЧТО ПОТРАЧЕНЫ МИЛЛИАРДЫ?

Эксперты подсчитали, что выделенная на ремонт сумма значительно превышала необходимые затраты. Так, на благоустройство каждой станции должно было уйти около 30 млн рублей. Почему 30?

Покупка и установка четырех пандусов на одной станции стоит примерно 6 млн рублей, замена дверей на антипожарные — около 3 миллионов. Стоимость косметического ремонта средней степени сложности составляет 100 рублей за квадратный метр.

Таким образом, 10-15 млн рублей за одну станцию было бы вполне достаточно. Куда ушли оставшиеся деньги?

Кстати, странности начались еще на стадии проведения тендеров на работы. Первым стартовал конкурс на создание проектной документации по благоустройству. Участие в нем приняли три крупнейшие архитектурные компании, занимающиеся как раз реконструкцией подземных помещений не один десяток лет.

Но участники руководству метрополитена не глянулись. У всех вдруг оказались неправильно оформлены документы, конкурс был признан несостоявшимся.

Та же история повторилась и с конкурсом на создание концепции магазинов и коммерческих площадей в переходах. Тендер опять не выявил победителя. Однако в официальных документах вдруг появился коллектив, которому было предписано заниматься реконструкцией торговых точек. Компания с американскими корнями, у которой опыта подобного вида работ не было вовсе. В итоге спроектированные и установленные киоски забраковали пожарные: конструкции были сплошь из горючих материалов.

«Незначительные недочеты, которые были выявлены при приеме работ, будут устранены подрядчиками в ближайшее время. Мы контролируем этот процесс», — сказал заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Хорошо бы, конечно. Но с момента этого заявления прошло уже больше полугода. А воз и ныне там.

Наталья Пуртова,

Фото автора.