Президенту РАН Путин не указ?
Мaтeриaлы пo тeмe
Пoляки зaпрeтили Винни-пуxa за наготу
Чиновникам запретят хулиганить в интернете
Среди тех, кто откажется от автомобиля в пользу общественного транспорта, разыграют 4 кг золота
Глава Российской академии наук (РАН) Владимир Фортов на прошлой неделе вызвал гнев Владимира Путина.
На заседании Совета по науке и образованию при президенте Путин потребовал от Фортова объяснить, почему в академики недавно были приняты несколько чиновников из разных министерств и ведомств. Глава государства напомнил о своей просьбе, оформленной на бумаге, — воздержаться от избрания академиками и членкорами госслужащих, которые, по убеждению ВВП, должны заниматься своими непосредственными обязанностями.
«Зачем вы это сделали? Они такие крупные ученые, что без них Академия наук обойтись не может? И что мне теперь делать с этим?» — вопрошал Путин.
Фортов, смутившись, оценил новых членов академии как «достойных того, чтобы их избрали».
Путин, однако, не смягчился: «Думаю, что я должен буду предоставить им возможность заниматься наукой, потому что, судя по всему, их научная деятельность гораздо важнее, чем исполнение каких-то рутинных административных обязанностей в органах власти и управления».
Сказано — сделано. В начале этой недели пришла информация о первых четырех увольнениях чиновников Управделами президента, ФСБ, Минобороны и МВД.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков разъяснил, что эти кадровые решения связаны с избранием чиновников в академию. Десять избранных в РАН должностных лиц пока что сохранили свои административные посты. Заявлений о выходе из РАН после президентского разноса никто не подал. Чтобы прекратить членство в академии, надо написать заявление и дождаться годичного собрания РАН. А там уж как получится — могут отставку принять, могут оставить все как есть.
Избранные в академию люди в принципе могли и не знать о том, что Путин запретил им участвовать в выборах. Хотя в это верится с трудом. Например, в списках кандидатов в академики значилась министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Однако потом сняла свою кандидатуру. А вот коллега Скворцовой по правительству, замминистра внутренних дел Александр Савенков решил таки попытать академического счастья и стал членом-корреспондентом РАН (он — один из уволенных президентом).
Выходит, кто-то из чиновников знал о президентском запрете, кто-то нет. Это очень странно. Что же касается главы РАН, то он не мог не знать.
Между прочим, письменную просьбу президента получили руководители разных академий. «Я получила письмо президента, посмотрела, и, если у меня были люди, которые хотели из членов-корреспондентов перейти в действительные члены, но занимают высокий пост, я им показала письмо президента и сказала, и они все поняли», — заявила президент Российской академии образования Людмила Вербицкая.
Фортов, получается, подобной работы с претендентами на академические звания не провел. Мог ли он вмешаться в процесс? Несомненно. Списки кандидатов публикуются задолго до выборов. Фортову со ссылкой на президента ничего не стоило заявить, что он против выдвижения чиновников. Но он этого почему-то не сделал.
Было бы неверно считать, что чиновники валом повалили в академию только сейчас. Например, Геннадий Онищенко стал академиком, будучи главой Роспотребнадзора. Выходит, раньше было можно, а теперь нельзя? Если уж запрещать чиновникам баллотироваться в академию, то надо это табу распространить на всех, как говорится, без срока давности.
Максим Грегоров.
Карикатура А. Хорошевского.