Предприятия с русским характером

У лeгкoй прoмышлeннoсти всeгдa былa нeлeгкaя судьбa. В сoвeтскиe гoды oтрaсль истoричeски финaнсирoвaлaсь по остаточному принципу, так как не считалась лидером, определяющим вектор развития экономики СССР. Потом «легенькую» промышленность потрепало в 90-е. 

При таком подходе текстильная и легкая промышленность, тогда еще относящиеся к отдельным ведомствам, попали в зону риска и пребывали в ней до тех пор, пока правительство уже современной России в 2009г. не приняло стратегический план развития легкой промышленности на период до 2020 г. и не поставило цель- увеличить за этот период розничный товарооборот продукции легпрома в 1,7 раза — до 3,3-3,6 трлн руб.

В планах Минпромторга к 2025 г. увеличить объем отгруженных товаров, произведенных на территории России, до 655 млрд руб., что вполовину больше, чем сейчас.

Несмотря на трудности, в стране продолжаются модернизация производств, создание новых мощностей, набирает оборот кампания по импортозамещению и выводу российских товаров на зарубежные рынки. Состояние же любой отрасли можно «прочитать» по тому, как чувствуют себя отдельные предприятия.

МАХРОВАЯ ЭКСПАНСИЯ

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Качество фабричной продукции оценили и эксперты Роскачества — национальной системы мониторинга, сравнительных испытаний и подтверждения качества товаров и услуг. Она была создана весной 2015 г. по инициативе Минпромторга и к ноябрю 2016 г. уже исследовала 32 категории товаров. Из 1200 протестированных образцов 59 удостоились знака качества. Махровые полотенца, сделанные «Донецкой мануфактурой», одними из первых получили высшую награду. Теперь на них красуется символ качества в виде буквы К.

Константин Кузин, глава холдинга «Группа Мегаполис»: «Раньше продукция компании ТПК «ДМ Текстиль» получала только международные знаки качества, теперь у нас есть и российский. Требования и параметры, по которым он был присужден, самые высокие: эти требования жестче существующих техрегламентов и ГОСТов, параметров крупных торговых сетей. Уверен, знак качества будет способствовать продвижению российских производителей, желающих его получить, в сторону значительного повышения характеристик своих товаров».

Почти 40 лет работает на текстильном рынке фабрика «Донецкая Мануфактура М» ТПК «ДМ Текстиль» (входит в холдинг «Группа Мегаполис»). Предприятие, на котором работает более 1000 человек, производит махровые и вафельные халаты, полотенца, салфетки, скатерти, постельное белье. Идеальное соотношение цены и качества махровой продукции под брендами Cleanelly, Cleanelly Perfetto, «ДМ», «ДМ-люкс» и «ДМ Текстиль» позволило компании занять значительную долю на российском рынке и успешно конкурировать с ведущими мировыми производителями.

Продукцию «ДМ Текстиль» можно найти в IKEA, Auchan, BILLA, OBI, «О’КЕЙ», Х5 Retail Group, «Лента», «Магнит», METRO и других сетях, которые прежде ориентировались на китайских поставщиков, но, оценив преимущества донских производителей, сделали выбор в их пользу. Собственная розничная сеть «Cleanelly — текСтильный дом» включает 51 магазин в 25 городах России. Российские потребители высоко оценили качественный и доступный по цене товар «ДМ Текстиль» и голосуют за него рублем.

Понятно, что успех к компании пришел не сразу. В 90-е годы предприятие с огромными долговыми обязательствами было на грани банкротства, а высококвалифицированные специалисты могли оказаться на улице, но нашлись люди, которые вложили деньги и свои знания в восстановление мануфактуры.

Владелец «Группы Мегаполис» Константин Кузин начал вкладывать средства в развитие предприятия, сделав ставку на профессиональный коллектив и современное оборудование. Причем еще задолго до начала «санкционной войны».

За пятнадцать лет в расширение и техническое перевооружение производственной площадки ТПК «ДМ Текстиль» было вложено порядка €70 млн, что позволило предприятию вдвое нарастить производственные мощности. Доля компании в российском производстве махровой продукции составляет 77%.

Суммарная емкость рынка махровых полотенец в России оценивается примерно в 50 млн кв. м ($270-400 млн). До недавнего времени около половины рынка контролировали производители из Китая и Индии, причем значительная часть махровой продукции ввозилась в страну контрабандно. По словам Константина Кузина, более 50% импорта поступало в Россию через страны — участницы Таможенного союза нелегальным способом и это было большой головной болью для отечественной легкой промышленности.

Сейчас в рамках реализации стратегии развития российского легпрома ситуация меняется в лучшую сторону — все больше товаров проходит таможенное оформление, идет работа по пресечению занижения таможенной стоимости.

КОЖАНАЯ МОЩЬ

Сто лет назад с полукустарного производства, на котором трудились 70 рабочих, началась история самого крупного не только в России, но и в Восточной Европе производителя натуральной кожи — Рязанского кожевенного завода.

- Было время, — вспоминает председатель совета директоров ГК «Русская кожа» Игорь Сурин, — когда были разрушены все промышленные связи, а людей пришлось распустить и законсервировать завод. Но уже в 1996 году мы восстановили его, полностью обновили оборудование, обеспечили набор и обучение персонала. С гордостью могу сказать: сегодня на заводе работает более 1500 квалифицированных специалистов, и нам удалось создать в России высокоиндустриальное предприятие, которое является лидером в своей отрасли.

После того как в 2014 году правительство РФ временно ограничило вывоз кожевенных полуфабрикатов с низкой степенью переработки, что позволило осуществить инвестиции в глубокую переработку на кожевенных предприятиях и обеспечить отечественные производства качественной натуральной кожей и решать задачу импортозамещения, рязанский кожевенный завод смог нарастить ежегодный объем производства до 8,6 млн кв. метров.

Продукцию завода сегодня используют в галантерейной, обувной, автомобильной, мебельной и авиационной отраслях. Выпущенный в Рязани кожматериал идет на нужды ОПК, силовых ведомств России и для производства средств индивидуальной защиты.

- Требования современного рынка таковы, что нельзя находиться только на локальной территории, необходимо интегрироваться в мировое пространство, поэтому мы последние годы активно участвуем в зарубежных отраслевых выставках, — говорит Игорь Сурин. — Именно через выставочную работу, через понимание мировой конъюнктуры стала очевидной необходимость расширения ассортимента, освоения современных передовых технологий и искусства представлять товар.

ГК «Русская кожа» участвует в двух проектах по программам импортозамещения по производству автомобильных и авиационных кож. Это достаточно сложное и ответственное производство, до этого на территории РФ подобных предприятий не было, но мы получили хорошие результаты и уже перешли к серийному производству.

По словам председателя совета директоров ГК «Русская кожа», «в последнее время Минпромторг России уделяет много внимания развитию отраслей легкой промышленности: проводятся регулярные рабочие совещания, на которых обсуждаются направления развития, в том числе и возможности размещения на удаленных территориях производств по переработке сырья.

Яркий пример такого развития — строительство на Алтае завода, который уже в 2018 году начнет выпускать продукцию.  Процесс ускоренного развития технологий при поддержке Минпромторга и постановлений правительства дает нам дополнительный импульс — чем лучше ты работаешь, тем больше тебе помогают, видя успехи и результаты этой помощи. Мы продолжим свое развитие. Уже приступаем к организации еще одного нового производства по переработке шкур овец и серийному выпуску меха для обуви».

Уверенно набираем обороты

Александра Андрунакиевич, генеральный директор Российского союза кожевников и обувщиков:

«Благодаря поддержке правительства и прежде всего Минпромторга, настоявшего на временном запрете вывоза за рубеж полуфабрикатов из кожи, удалось максимально обеспечить сырьем наших производителей и добиться неплохих результатов: за 9 месяцев этого года объемы производства хромовой кожи выросли на 15%, кожи-велюра — на 42%, обуви — на 7%. Можно сказать, что мы уверенно набираем обороты после кризиса 2014 года, хотя предприятия загружены сырьем только на 60-65%. При возможности выпускать 30 млн кв. м готовой кожи они выпускают только 22 млн, что связано с недостатком сырья и продолжающимся снижением поголовья скота в стране (в 2016 г. — на 2%)».