Почта: Связь без любви
Бoльшинствo из нaс дaжe нe пoдoзрeвaeт, чтo пo пoчтe тeпeрь очень сложно отправить телеграмму, а экспресс-доставкой посылка может идти дольше, чем обыкновенной. Почему граждане лишились привычных услуг?
«Что вы хотите? Послать телеграмму?» — в глазах молоденькой девушки-оператора, к которой мы обратились с просьбой принять телеграмму, непередаваемый ужас.
Кажется, это страшное слово ввергло ее в ступор. Конечно, она не знает, что когда-то очень давно почтальоны носили эти нелепые бланки с приклеенными полосками бумаги, где вместо точки писалось «тчк», а вместо запятой — «зпт». И часто именно эти бумажки были единственным способом очень быстро передать близким радостную или трагическую новость.
Через несколько минут небольших препираний юное создание зовет старшую сотрудницу. Та вежливо объясняет, что такую услугу, как прием и отправка телеграмм, они давно уже не оказывают. «Не востребовано населением. У всех мобильные телефоны и электронная почта», — говорит начальница.
Аналогичную историю поведала девушка Оксана, потратившая целый день, чтобы отправить телеграмму.
«У меня поезд в родной город, в руках — сумка дорожная, цветок и учебники. Надо отправить телеграмму, потому что другого способа связи с домом не оказалось. Бодро топаю на почту. Отстояв очередь в этом филиале ада, протягиваю заветный листочек с текстом. У оператора квадратные глаза, он фыркает: «Мы не отправляет телеграммы!»
На вопрос, где это делают, следует твердое: «Без понятия» — так начались приключения этой гостьи столицы. А закончились, когда прозвучало волшебное слово «телеграф».
«Я вообще раньше думала, что они с почтой одна организация. Да, я невежда, но есть электронная почта, эсэмэски, социальные сети, зачем мне знания о телеграфе?! Ну дальше все просто: Центральный телеграф, Тверская, 7, три минуты от метро. Очереди почти нет, все сделали быстро и четко, дел на 10 минут оказалось».
Теперь она задается вопросом: почему на сайтах «Почты России» много информации про телеграммы, но нигде не написано, в каких отделениях можно послать заветное сообщение? Почему сотрудники отфутболивают по телефону и толком вообще ничего не говорят?
Многие искренне полагают, что могут получить на почте все услуги, к которым привыкли за многие десятилетия. О том, что это не так, большинство с удивлением узнает в самый неподходящий момент.
«Чаще всего телеграф используется для пересылки официальных сообщений. Телеграмма с уведомлением — это единственный способ подтвердить тот факт, что получателю вручено послание. Так посылают, например, приглашения на судебные экспертизы. Подписав уведомление о получении, никто не сможет утверждать, что информация до него не дошла», — говорит руководитель пресс-службы Профсоюза работников связи Александр Линьковский. Но для того чтобы это сделать, надо провести подготовительную работу.
Заходим на сайт «Почты России». Здесь честно написано, что искать отделение связи с возможностью послать телеграмму надо по справочному телефону.
Через десять минут дозваниваемся. Оператор перечисляет пару десятков московских адресов. «А в районе Преображенской площади есть такие отделения?» — спрашиваем мы.
Вскоре выясняется: ни одного. Можно поехать в район Сокольников или отправиться на Семеновскую площадь. В любом случае на путешествие и очереди уйдет половина рабочего дня. Довольно дорогое удовольствие для такой простой процедуры!
Для того чтобы отправить заказное письмо или воспользоваться ускоренной доставкой, не обязательно обращаться исключительно на почту. Интернет пестрит объявлениями о коммерческих услугах по пересылке корреспонденции. Но большинство жителей страны по привычке идет на почту.
«Заказное письмо из Ярославля в Москву шло 14 дней! И это экспресс-доставкой!» — жалуется на одном из интернет-форумов Алексей Фадеев.
Вот сообщение из Москвы: «Извещения о заказных письмах или посылках приходят с большим опозданием, когда с момента прибытия в почтовое отделение прошло много времени. В почтовый ящик бросают вторичное извещение. И это при том, что не было первичного. Соответственно, чтобы получить долгожданную посылку, приходится оплачивать ее хранение», — это крик о помощи с улицы Молостовых.
«Постановление из суда шло заказным письмом полтора месяца, а расстояние было всего 6 километров!!!» — это еще одна жалоба.
Кто-то пишет, что такая же бандероль из Москвы в Белгород ехала 20 дней. А между этими городами всего 600 км.
Почту сотрясают скандалы: то руководитель этого предприятия Дмитрий Страшнов назначит себе премию почти в 100 млн рублей, то интернет поразит кадрами того, как посылки из почтовых вагонов просто швыряют на землю, то жители разных городов стонут от очередей и хамства сотрудников.
В начале года стало известно, что это очень важное предприятие входит в список компаний, которые российское правительство намерено приватизировать в течение трех лет. Новое руководство должно будет создать бизнес-ориентированную модель предприятия, способного конкурировать со своими коммерческими собратьями. Но главным акционером почты станет государство.
Для отправки телеграммы по почте необходимо определиться с ее формой, она может быть обыкновенной и срочной. Заполнить специальный бланк, отметив там все необходимые графы. Если надо, заказать получение уведомления. Для этого не обязательно оставлять свои контактные данные, сообщение о доставке придет в местное почтовое отделение. Получить его можно после предоставления чека об оплате.
При отправке важных юридических документов надо заполнить два одинаковых бланка и заверить их у оператора.
Есть возможность отправить телеграмму c городского номера МГТС. Для этого надо набрать 06.
С городского номера других операторов Московского региона необходимо набрать (495) 580-00-06.
С мобильного телефона Московского региона есть смысл звонить по бесплатному номеру 8-800-505-06-06.
Отправлять письмо или посылку экспресс-доставкой с переплатой почти в два раза нет смысла. Чаще всего они доходят так же медленно, как и обычное письмо или посылка. Опытные почтальоны советуют по возможности пользоваться коммерческими сервисами. Это дороже, но и быстрее.
Наталья Пуртова.
РИА НОВОСТИ/Е. Биятов