«Переход на Болонскую систему в МГУ фактически саботировался» | Собеседник.ру
Oдин из oснoвaтeлeй «Диссeрнeтa» прoкoммeнтирoвaл для Sobesednik.ru слoвa ректора МГУ о Болонской системе образования.
Ректор МГУ Виктор Садовничий недавно подверг критике Болонскую систему образования, на которую в последние годы переходили российские высшие учебные заведения. «Не удержусь и еще раз скажу. Я считаю допущенной нами ошибкой переход на четырехлетнее образование в высшей школе», — заявил ученый на III Конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес». Кроме того, Садовничий добавил, что в России уже «к сожалению» перешли на эту модель, сделав в некоторых случаях ее трехлетней.
Напомним, что Болонская система включает в себя две стадии образования. Первой ступенью является бакалавриат, где студенты четыре года изучают общие дисциплины, а второй — магистратура, в которой пишется основная работа по специальности. Ранее в России повсеместно действовала 5-летняя система обучения, включавшая в себя и общие курсы и специализацию, а по окончании ВУЗа студент получал диплом специалиста.
Об особенностях системы образования в России Sobesednik.ru рассказал Михаил Гельфанд, доктор биологических наук, генетик, биоинформатик, один из основателей «Диссернета»:
Про Болонскую и 5-летнюю образовательные системы
— Образовательную систему, при которой молодой человек в 17 лет выбирает себе профессию, нельзя назвать правильной. А вот систему, принятую в США и во всех странах Европы, когда студенты получают изначально достаточно широкое образование и навыки обучения, а после этого начинают специализироваться, можно считать более человеческой и гораздо более приспособленной к потребностям общества.
Михаил Гельфанд
Фото: стоп-кадр Youtube
По опыту МГУ можно сделать вывод, что многие студенты, которые там с 17 лет сразу учатся на специалистов и получают эти дипломы, потом вынужденно меняют профессию, потеряв годы, потраченные на обучение. По-моему, этот опыт абсолютно неправильный.
О минусах 5-летней системы обучения
Болонская система мне кажется разумной, другое дело, что переход на нее был проведен в России очень плохо. Например, в МГУ он фактически саботировался: не были продуманы учебные планы, которые надо было перерабатывать; не была продумана сама система.
Замечу также, что при сложившихся сейчас условиях МГУ теряет возможность набирать сильных магистров из других университетов. Формально он является лучшим университетом страны, но если посмотреть на студентов старших курсов, то может появиться ощущение, что университеты, которые набирают магистров из других мест [бакалавры поступают в магистратуры этих вузов], часто оказываются сильнее. Все это, конечно, надо проверять, я говорю здесь лишь о своих ощущениях по опыту преподавания в разных вузах, а в идеале надо собирать статистику и проводить социологические исследования.
Что же касается высказывания Садовничего, то это некий политический демарш, который, возможно, отражает некие глубинные воззрения Виктора Антоновича. В частности, это может объяснять, почему в МГУ переход на Болонскую систему проходил таким кривым образом, был, по моему мнению, фактически саботирован.
читайте также:Садовничий: Краснеть за «студенток Путина» мне не пришлосьРектор МГУ рассказал о своей карьере, современных студентах, коррупции в МГУ, Владимире Путине и неожиданных подарках »
читайте также:Ректор МГУ Садовничий рассказал о коррупции в университетеВиктор Садовничий рассказал, насколько развита коррупция в МГУ и что делают недобросовестные преподаватели. »