Отец Владимир: «Зажечь огонек веры»

Цeркoвь у нaс oтдeлeнa oт гoсудaрствa, oднaкo этo нe мeшaeт прeдстaвитeлям цeркви играть в нашей жизни значительную роль. 

Подтверждением этого стал разговор, состоявшийся у главного редактора «Мира новостей» Николая Кружилина с и. о. настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Красное Михайловского района Рязанской области иереем Владимиром Щетининым. Помимо церковной ипостаси отец Владимир имеет еще и светскую — он директор Михайловской школы-интерната.

- Вы окончили Сретенскую духовную семинарию. Интересно, какие экзамены сдавали?

- Писали сочинение — для священника очень важен уровень грамотности, как он выражает мысль, строит речь. Обязательный предмет — Закон Божий. Сдавали историю России до 1917 г.

- После окончания семинарии вас направили на служение в Рязанскую область…

- У Сретенского монастыря, к которому я приписан, есть скит в Михайловском районе Рязанской области. Скит — это, можно так сказать, монастырский филиал, который расположен в другом регионе. В скиту находится храм Казанской иконы Божией Матери, в котором я служу. В монастырском скиту обучаются студенты первого курса Сретенской духовной семинарии, с которыми мы проводим совместные богослужения.

- Ваш храм знаменитый. Его ведь строили еще при Екатерине II.

- Так и есть. Строился храм на личные пожертвования императрицы по проекту замечательного архитектора В.И. Баженова. Сам он не дожил до окончания строительства, его работу завершали ученики.

ВЫБОР ОКАЗАЛСЯ УДАЧНЫМ

- Как получилось, что вы, священник, оказались руководителем интерната?

- Администрация Михайловского района обратилась к тогда еще архимандриту Тихону, ректору Сретенской духовной семинарии и наместнику Сретенского монастыря, а ныне епископу Егорьевскому с просьбой оказать помощь интернату. Владыка откликнулся на просьбу, и монастырь стал оказывать посильную помощь школе. Потом родилась идея директором школы-интерната назначить священника. А так как у меня имелись опыт работы в школе и высшее педагогическое образование, выбор пал на меня.

- Как вас встретили дети и преподаватели?

- Сначала настороженно, особенно педагоги. Но потом все наладилось. Сегодня практически все сотрудники педагогического коллектива — прихожане нашего храма.

- Что вам удалось и не удалось сделать как директору?

- К моменту моего прихода у некоторых ребят были условные сроки, кое-кто состоял на учете в милиции за административные правонарушения. Сегодня нет ни одного ребенка, который привлекался бы на комиссию по делам несовершеннолетних.

В первый год работы проводил исследования среди учащихся, которые показали, что курили почти все дети и все уже попробовали алкоголь, включая семилетних первоклашек. Сегодня, как показывают анонимные опросы, никто из детей не курит и не употребляет алкоголь.

То есть нам удалось оздоровить атмосферу в интернате, а это, в свою очередь, помогло подтянуть успеваемость. Многие наши выпускники продолжают учебу в рязанских и даже московских вузах. Но, конечно, не все задуманное получается. На сегодняшний день у нашего учебного заведения очень слабая материально-техническая база. Из четырех корпусов три — в аварийном состоянии. На ремонт нет денег.

ХОРОШИЙ РЕБЕНОК – УСТАВШИЙ РЕБЕНОК

- Чего, по-вашему, не хватает современной системе образования?

- В современной школе существует серьезный перекос в сторону образования. Но ведь на нем одном невозможно вырастить достойного гражданина и патриота своей Родины. В свое время святейший патриарх Тихон благословил развитие скаутского движения. Не все в этой системе применимо к нашим условиям, но многие формы воспитательного процесса можно позаимствовать, внеся в них свое содержание. Так поступили в советские времена, когда появились пионерская организация и октябрята.

Сегодня, на мой взгляд, школе не хватает общероссийской детской организации, которая взяла бы на себя воспитательные функции. Формы существования такой организации могут быть разные, но дух и идея должны основываться на христианских принципах, исторически присущих нашему народу.

А вообще, по моему убеждению, хороший ребенок — это уставший ребенок. Задача педагогов и родителей — организовать досуг ребенка так, чтобы максимально занять его и чтобы при этом ему было по-настоящему интересно. Занятия спортом — один из самых лучших видов детского досуга.

СВЯЩЕННИК С КЛЮШКОЙ

- Вы ведь отличный спортсмен, в молодости серьезно играли в хоккей…

- Одно время играл за молодежную команду воскресенского «Химика». И сегодня иногда играю. У меня и форма хоккейная есть. Игра дает мне отличную физическую и эмоциональную разрядку. Наша школа-интернат дружит с хоккейным клубом «Рязань».

Хоккеисты всей командой с тренерами и руководством часто бывают на литургиях в нашем храме, исповедуются, причащаются. Гостят в интернате, привозят детям подарки, а мы им устраиваем концерты. В общем, все довольны.

ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ

- Знаю, что вы, несмотря на всю свою занятость в храме и интернате, находите время еще для одной очень важной и деликатной работы.

- В Михайлове есть колледж для инвалидов. Туда детей берут после окончания 9-го класса. Ребят там не только комплексно лечат, но и обучают профессиям программиста, менеджера и бухгалтера. Мы с братией Сретенского монастыря духовно окормляем студентов колледжа. Общаться с ними бывает очень непросто. Самый частый вопрос у инвалида «За что мне такое наказание? Я же ни в чем не виноват!». Наша главная задача с помощью слова Божьего воспитать у них христианский взгляд на жизнь.

- То есть?

- Приведу пример. Вы, наверное, знаете, что святая Матрона Московская от рождения была слепой, с постели почти не вставала, однако ее жизнь тем не менее можно назвать счастливой. Мы, здоровые люди, до сих пор приходим к ней и молим о помощи. Ярчайший пример того, как страдания этого мира привели человека к совершению духовного подвига с Божьей помощью. Только в контексте слова Божьего человеческие страдания обретают смысл. Иначе они приносят только боль.

Поэтому мы стараемся приобщить к Богу детей-инвалидов. Один из выпускников колледжа родился без руки. От него прямо в роддоме отказались родители. После окончания учебы этот прекрасный человек стал монахом нашего монастыря.

Зажигая в душе людей огонек веры, мы испытываем огромное счастье, ведь мы только орудие в руке Божьей. Людям, вооруженным верой, она дает внутренний стержень, учит терпению и самообладанию.

- Воспитанники вашего интерната воцерковлены?

- Многие посещают богослужения совершенно добровольно. А наши девочки поют в церковном хоре. Мы с ними постоянно беседуем на самые деликатные темы. Например, говорим о вреде абортов не только для физического здоровья, но и для духовного, об ответственности за смертный грех убийства перед Господом на Страшном суде. У некоторых наших бывших воспитанниц двое-трое детей. Значит, наши слова упали на благодатную почву и дали всходы.

- У вас 13-летний сын. Тоже, наверное, спортсмен и будущий священник?

- Если он и примет решение служить Богу в сане священника, то, очевидно, это будет не скоро. Сначала ему надо набраться опыта и получить образование. Решение должно быть самостоятельным и осмысленным.

Насчет спорта вы правы. В нашем городе есть хорошая школа греко-римской борьбы, есть даже чемпионы Европы. В этой школе сын и занимается. Спорт — борьба ли, хоккей — это школа жизни, он дает хорошую закалку на будущее.

Фото из архива отца Владимира.