«Орел» нашел свой «Рай»
Дa, вoзмoжнo, в этoм гoду лучшe кaртин и нe было. Очень даже может быть. Однако от результатов 15-го «Золотого орла» становится совсем уж как-то грустно. Из года в год одни и те же снимают, выбирают, вручают, побеждают, радуются. Просто замкнутый круг какой-то…
Когда действо идет по знакомому всем сценарию, волей-неволей подкрадывается зевота. Это как смотреть фильм по десятому разу. И даже не «Иронию судьбы» — там-то при желании можно разглядеть что-то новое. Здесь, даже если постараться, не выйдет.
Пять «Орлов» у «Экипажа». Продюсер фильма, если кто не знает, — Никита Михалков. Три «Орла» у фильма «Рай». Тут и так понятно: режиссер Андрей Кончаловский. Братья у нас замечательные, талантливые, плодовитые — кто ж с этим поспорит? Но один является бессменным патроном «Золотого орла», второй — президентом еще одной нашей кинопремии — «Ника». Вот такое кино…
И все довольны, никто не нарушает этой идиллии. Слова Юрия Арабова, который сказал про российское кино, что, если оно хорошее, его никто не видит, а если плохое — пиарят везде, наверное, не в счет. Все-таки он получил свою премию за сценарий, поэтому и слова звучали шутливой доброй критикой.
Своих Парфеновых и Райкиных среди наших киношников не нашлось, никто не захотел белой вороной бросить вызов «Орлу», один пойти против всех. Да и зачем? Разве «Экипаж» не собрал рекордную кассу? Собрал. Разве «Рай» не оценил Венецианский фестиваль? Оценил. Ну и, значит, все правильно, все справедливо. А кто думает иначе — ну и думайте себе на здоровье.
Например, про то, почему Юлию Высоцкую признали лучшей актрисой. Она снимается только у мужа — что ж, имеет право. Наверное, этого достаточно, чтобы быть лучше всех. А может быть, и нет. И кто-то (не будем показывать пальцами) не смог в фильме «Рай» признать в ней ни аристократки, ни соблазнительницы, ни участницы французского Сопротивления, ни мученицы концлагеря. Вот что НТВ животворящее делает…
Вообще, на «Золотом орле» светская жизнь превалирует. Собираются же не какие-то киношные затворники типа Сокурова, а самые что ни есть персонажи. Вот, например, перед журналистами появляется лауреат Иван Янковский, получивший, на минуточку, приз за лучшую мужскую роль. И о чем его спрашивают? Конечно, о родителях — почему не пришли, да о новой подруге. Встречался отпрыск знаменитой фамилии с дочкой рок-музыканта Кинчева, теперь светится с дочкой ресторатора Новикова, а та прежде была невестой сына Абрамовича… Вот это сюжет! Посильнее «Дамы пик» Лунгина! Видимо.
Но Ваня — новичок на этом празднике жизни: фыркнул, не стал откровенничать, ретировался. А вот Сергей Гармаш и Петр Федоров — актеры хоть и разных поколений, но к «Золотым орлам» оба привычные. Обнялись для снимающей братии, посмеялись, разыграли сценку. Петр пошутил: мол, выставят эти фото в интернете, напишут какие-нибудь гадости. Сергей молодого коллегу поддержал: «А мы с тобой поводов не давали и ни в чем таком не были замечены. Мы грубые, брутальные мужики».
Чем не сюжет? А вот и еще один: Никита Михалков пришел на церемонию с перевязанной рукой. Оказалось, неудачно спрыгнул с лошади, порвал сухожилие. Такое вот кино…
…А про другое сказал тот, кому по должности положено, — еще один президент, на сей раз Гильдии киноведов и кинокритиков, Кирилл Разлогов. Сказал — и сразу на душе полегчало…
- «Рай» очень умное, серьезное кино. Я бы даже сказал — настоящее европейское кино, которое не поймут в США, и не только зрители, но и кинокритики, для которых этот фильм слишком «зашифрован». Это не ошибка Андрея Сергеевича, это его позиция, его взгляд. Но именно поэтому, на мой взгляд, картина не попала в шорт-лист премии «Оскар». А лично у меня нет никаких сомнений, что это лучший российский фильм прошлого года. При том, что в Год кино было снято и выпущено немало фильмов сильных, интересных, кассовых. Но этот лучший. Он дает ответы на многие философские и психологические вопросы, на вопросы морали, нравственности. Я уверен, что перед большинством академиков «Золотого орла» даже вопрос не стоял, кому отдать главный приз. И родство режиссера с Никитой Михалковым тут ни при чем. Для киноакадемиков важна репутация…
Андрей Князев.
Фото В. Рассказовой.
«Орел» нашел свой «Рай»
Дa, вoзмoжнo, в этoм гoду лучшe кaртин и нe было. Очень даже может быть. Однако от результатов 15-го «Золотого орла» становится совсем уж как-то грустно. Из года в год одни и те же снимают, выбирают, вручают, побеждают, радуются. Просто замкнутый круг какой-то…
Когда действо идет по знакомому всем сценарию, волей-неволей подкрадывается зевота. Это как смотреть фильм по десятому (далее…)