Нужны ли России «солнечные» автотрассы?
Нe исключeнo, чтo в скoрoм врeмeни нa трaссax страны появятся светящиеся панели, работающие от солнечных батарей, светофоры переведут на ветряную энергию.
Это не безумные фантазии — в Москве объявлено о начале работ по применению альтернативной энергии в дорожном хозяйстве.
Эта новость пришла из Федерального дорожного агентства (Росавтодора).
«В настоящее время по заказу Росавтодора выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по обеспечению автомобильных дорог альтернативными источниками электрической энергии и тепла, в рамках реализации которых мы рассмотрим опыт строительства дорог из солнечных батарей» — так звучит официальное заявление пресс-службы агентства.
Насколько реалистичны эти планы? В мире уже накопилось немало опыта по использованию альтернативной энергии в дорожной сфере, и он говорит о том, что занятие это сложное и безумно дорогое. Потянет ли подобные эксперименты Россия, где и нормальные дороги еще толком проложить не успели?
ДОРОГИ БУДУЩЕГО
На сегодняшний день сотрудники Росавтодора не раскрывают подробностей того, как будет выглядеть дорога будущего. Но если обратиться к практике зарубежных стран, то можно рассматривать два варианта.
Первая технология уже несколько месяцев применяется во французском городке Турувр-о-Перш. Там уже открыли километровый отрезок автодороги, состоящий из солнечных панелей.
На первый взгляд, в этом нет ничего особенного — не только проезжающим по панелям водителям, но даже проходящим мимо пешеходам кажется, что трассу просто выложили хорошей плиткой. Но, присмотревшись, замечаешь: это не плитка, а плоские конструкции, напоминающие плотное резиновое покрытие.
По словам разработчиков, километровый участок может обеспечить электричеством все уличные фонари пятитысячного городка. Так ли это, пока неясно, французы оптимистичные прогнозы делать не спешат.
Министр экологии Франции Сеголен Руаяль заявила, что проект финансировался из госбюджета, но получит ли он развитие, пока неясно. Правительство изучает экономическую составляющую этого эксперимента, который обошелся государству в 5 миллионов евро. Даже для богатой Франции платить такие деньги за 1 километр супердороги — сомнительная роскошь.
Американское правительство вообще не стало заниматься подобной авантюрой, предоставив это право частным фирмам.
Сегодня наиболее известное предложение можно найти в штате Огайо. Там солнечные панели сильно напоминают черепицу, которой покрывают крыши домов. Каждая такая деталь похожа на прозрачный шестиугольник, оборудованный светодиодами. Они позволяют создавать надписи на поверхности, которая, кстати, выдерживает до 113 тонн нагрузки.
Необыкновенные шестиугольники способны по весу различать, заехал ли на них автомобиль или на дорогу вышел человек. В этом случае они загораются надписью, предупреждающей водителей, что здесь кто-то есть и неплохо бы сбросить скорость, к тому же умеют подогреваться и самостоятельно очищаться от снега. Каждый снабжен микропроцессором, поэтому все работают независимо друг от друга. Ну и, конечно, панели генерируют энергию, которая, по словам инженеров, может обслуживать десятки домов.
Правда, цена такой новинки немаленькая — 7 тысяч долларов за одну деталь. Чтобы выложить ими не то что дорогу, а какую-нибудь скромную автостоянку, потребуются сотни панелей. На сайте компании-разработчика скромно умалчиваются подробности обслуживания подобной трассы и стоимости ремонта.
На российском рынке тоже есть предложения по альтернативной энергии для автотрасс. Например, одна компания рекламирует светофоры, которые обозначают в темное время суток место пешеходного перехода. С виду они мало отличаются от своих традиционных собратьев, только имеют всего один желтый фонарь, а над ним размещен блок солнечной батареи. Эти приборы полностью автоматизированы и не требуют участия человека, поэтому их можно устанавливать в самых медвежьих уголках. Но по сравнению с западными разработками этот вариант выглядит более чем скромно.
МОСКВА НАЧИНАЕТ «ПОДПИТЫВАТЬСЯ» СОЛНЦЕМ?
Пока непонятно, как будут выглядеть «солнечные» дороги, которые разработают российские инженеры. Надо учитывать, что у нас, мягко говоря, не Африка и солнечного света может просто не хватать. А вот на юге России этот эксперимент вполне бы прижился. В Приэльбрусье, кстати, канатные дороги уже обслуживаются видеокамерами на солнечных батареях.
«Оптимально солнечная энергия накапливается и расходуется только в октябре — марте. В ноябре — феврале солнечного света не хватает для аккумулирования энергии. Весной и летом, когда вопрос отопления закрыт, а освещение требуется лишь на несколько часов, расход энергии меньше, поэтому она будет вырабатываться с избытком», — предполагает научный сотрудник МГТУ имени Баумана Олег Потапов.
Пока что в Москве балуются совсем простыми экспериментами в области дорожного хозяйства. Недавно стало известно, что на пяти регулируемых пешеходных переходах в разных частях города началась подсветка светофоров.
«Дополнительная подсветка светофора привлечет внимание водителей и пешеходов и повысит безопасность дорожного движения. Такое световое решение — эффективный психологический фактор, сдерживающий пешехода и водителя от возможного нарушения правил дорожного движения», — считает руководитель Центра организации дорожного движения Москвы Вадим Юрьев.
Наталья Пуртова.
DIGITALTALKS.ORG