«Насилие в детской среде можно остановить»

Мaтeриaлы пo тeмe

Учeныe: вeс рeбeнкa при рoждeнии влияeт нa eгo будущую успeвaeмoсть

Рoдитeли бросили труп младенца у магазина

Арнольд Шварцнеггер пригрозил лишить сына наследства из-за любви

Дети травят в классе новенького. Подростки унижают и бьют сверстника. Ребята снимают издевательства над одноклассниками и учителями на камеру мобильного телефона… 

Почему наши дети стали такими? Что мы, взрослые, сами делаем не так? Об этом «Мир Новостей» поговорил с создателем сайта mobbingu.net, посвященного проблемам гонения и травли в подростковой среде и киберпространстве, Дарьей НЕВСКОЙ.

Во время травли в детском коллективе есть четыре категории участников: жертва, агрессор, наблюдатели и взрослые. Рассмотрим каждую из них.

ЖЕРТВА

- Вы давно изучаете данную тему. Есть ли конкретные причины для травли?

- В какой момент будет запущен механизм травли, предсказать невозможно. Конечно, существуют риски, которые заставляют взрослых насторожиться и предотвратить нежелательную ситуацию.

В группе риска может оказаться ребенок с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями, слишком толстый или слишком худой, обладающий низкой самооценкой или ребенок, у которого разводятся родители.

Любое отклонение от нормы воспринимается коллективом как сигнал о том, что можно попытаться вызвать ребенка на конфронтацию или подчинить. Однако мой опыт общения с детьми показывает, что объектом травли может стать абсолютно любой ребенок.

Приведу пример из своего советского детства. Мне из-за границы привезли сумку-пакет с фотографией мужчины в джинсовом костюме, и я пришла с ним в школу. И вот этот пакет неожиданным образом перевел меня из категории благополучных и любимых в категорию изгоев, над которыми можно было какое-то время потешаться: «Это твой мужчина?», «Катись к своему мужчине!»

Точно таким же путем на месте жертвы может оказаться и очкарик, и красавчик, и умник. А из жертвы можно опять попасть в дамки. Роли в ситуации травли могут меняться. Но вот что очень важно понимать: каждая из них не менее травматична по своим последствиям, чем роль жертвы.

АГРЕССОР

- Кажется, что хуже всего быть жертвой… Оказывается, это не так?

- Роль агрессора опасна тем, что из нее очень трудно выйти. Агрессор оказался лидером, а значит, должен держать марку. А ведь для детской психики это невыносимо тяжело!

Начинается история приспособленчества. Родители видят дома «белого и пушистого» ребенка и не подозревают, каким жестоким, страшным и изощренным он может быть со своими одноклассниками. А тот боится оказаться изобличенным, лицемерит, изворачивается, безвозвратно теряя себя. Агрессоры очень часто сами страдают от насилия. Это путь к неврозам и депрессивным расстройствам.

НАБЛЮДАТЕЛЬ

- Ну а роль наблюдателя? Он не бьет, его не бьют… В чем опасность для него?

- В том, что этой роли взрослые меньше всего придают значения: их-то ребенок в стороне. И им невдомек, что, наблюдая за травлей, ребенок тоже получает тяжелую психологическую травму — он учится смиряться с насилием. Он постоянно боится оказаться на месте жертвы, привыкая жить в страхе.

В итоге мы можем получить человека, готового на все — на ложь, подлость, предательство, чтобы только не оказаться козлом отпущения. Он убеждает себя, что жертва, мол, сама виновата, и — переходит из разряда сочувствующих в пинающие. В психологии этот феномен называется «фиктивная жертва». Этим феноменом поддерживаются репрессии при тоталитарных режимах.

- Вспоминается классический фильм «Чучело», где главная героиня говорит в конце своим обидчикам: «Бедные вы, бедные».

- А это так и есть. Правда в том, что именно жертва чаще всего высвобождается из порочного круга, хотя и с травмой. А вот остальные фигуранты остаются с пятном на совести и со своими страхами.

ВЗРОСЛЫЕ

- Каковы возможности взрослых повлиять на ситуацию?

- Роль взрослых огромна, начиная с того, что подобную ситуацию могут спровоцировать они сами. Например, обсудили родители при своем ребенке недостатки одноклассника или его мамы — запустили механизм травли. Ведь дети очень чутко реагируют на подобную информацию, сразу придавая ей статус «отклонения от нормы», и тут же готовы действовать.

Или вот пример из моей практики. Мама девочки пожаловалась учительнице, что дочку травят в классе. Педагог не придумала ничего лучшего, как собрать весь класс, чтобы отчитать «виновников» и призвать к сочувствию, закрепив тем самым за девочкой статус жертвы.

Разруливание таких ситуаций требует знаний в области психологии и конфликтологии или навыков переговорщика. Иногда просто нужно быть умным и чутким человеком, чтобы вовремя и деликатно вмешаться и поднять перед родителями вопрос о необходимости психологической помощи всем «фигурантам». Ведь чаще всего моббинг (травля) происходит из-за попустительства взрослых или в результате их равнодушного отношения.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

- Какое же поведение взрослых является в данной ситуации правильным?

- Во-первых, необходимо быть внимательным к своему ребенку — беседовать, выслушивать, замечать тревожные сигналы, чтобы вовремя прийти на помощь. Это касается и детей из его круга. Если ребенок рассказывает, что кому-то из одноклассников плохо, нельзя оставаться равнодушным: стоит поставить в известность его родителей и учителя.

Если тревожная ситуация возникла, родителям нужно действовать очень тактично. Ни в коем случае не винить ребенка, не ругать, не поучать — лучше рассказать пример из собственной жизни с положительным исходом, утешить, помочь поверить, что положительный исход возможен.

Можно прочитать вместе с ребенком детскую или подростковую книгу (см. антимоббинговый список книг на mobbingu.net), обсудив возможные пути выхода из ситуаций, в которых оказались герои и сам ребенок. Не идти на конфронтацию с родителями агрессора, которые убеждены, что их ребенок «так поступить не мог».

Лучше начать с разговора с учителем или школьным психологом. При этом надо понимать — учитель зачастую сам находится в зажатом, подавленном состоянии, когда не может эффективно повлиять на ситуацию.

Очень важно предложить ребенку альтернативный социум (секцию, кружок, команду), в котором он смог бы стать нужным, лучшим или равным среди равных, где смог бы найти друзей, одновременно раскрыв свою индивидуальность.

ЗАБУДЬ ПРО IQ

- Вы в своих статьях часто упоминаете понятие «эмоциональный интеллект».

- А это как раз то, о чем говорят сегодня психологи всего мира. То, что ценится при приеме на работу больше, чем любое IQ. Если коротко, под этим названием подразумевается способность оставаться адекватным в любой ситуации. Такая способность человека ценится именно потому, что чем больше в коллективе таких сотрудников, тем здоровее атмосфера.

Интересно, что подобные детские коллективы мне приходилось встречать и в школах. И что характерно, во главе их всегда стояли творческие, активные, неравнодушные учителя и родители, создававшие в детском коллективе атмосферу здоровой конкуренции и интереса к своему предмету и миру.

Марина Алексеева.

DEPOSITPHOTO/PHOTOXPRESS