Московский международный кинофестиваль потерял свои лоск и значимость
Oб этoм гoвoрили в дни прoвeдeния 39-гo Мeждунaрoднoгo Мoскoвскoгo мeждунaрoднoгo кинoфeстивaля многие его участники.
Началось все с прохода на «Красную дорожку». Из-за того, что работала только единственна рамка металлоискателя для участников образовался хаос. Вип-гости, конечно таких притеснений на себе не испытали, но были разочарованы отсутствием активно снимающихся зарубежных звезд.
Удивительное дело — во время показа конкурсного турецкого кинофильма «Желтая жара», довольно скучного и муторного, в большом зале кинотеатра «Октябрь» кресла были заполнены разве что на пятую часть. Такого в выходные дни, в вечернее время в прошлые годы точно не было!
Кстати, скудна и пресна была и тусовочная часть. Кроме церемонии открытии и презентации корейских фильмов, актрисам негде было «прогулять» свои наряды.
Не на экскурсии же по Мосфильмовским павильонам было это делать, которую пообещали, но так и не провели! Правда, была еще прогулка на теплоходе по Москве-реке, но на нее, как свидетельствовали актеры и режиссеры, попало очень небольшое количество вип-персон, не говоря уже о рядовых участниках. То есть в чести тут междусобойчики, как говорится «для своих». Но этот «тренд» держится на кинофестивале уже несколько лет. Хотя еще пять-шесть лет аккредитованных участников, гостей, прессу, на многие тусовки буквально зазывали.
Как всегда, самой доступной оказалась вечеринка «Русского силуэта» на которую приходят московские и провинциальные дамы бальзаковского возраста.
Известный радиоведущий Давид Шнайдеров, поклонник американского кино, ощущал себя не в своей тарелке. И выходя из зала, в котором демонстрировалась зарубежная картина о борьбе геев со СПИДОМ, ничего цензурного вымолвить не смог.
- В конкурсной программе я пока не увидел шедевров, однако и фестиваль не закончился, может что то и будет из американского кино, — произнес Давид.
Ведущий первого канала Борис Берман дипломатично не стал критиковать картины, заметив лишь, что за первые три дня фестиваля ярких и шедевральных фильмов он не увидел.
- Мне вообще, нравятся «Елкт 4», больше ничего я не смотрю, вероятно, шутил телеведущий.
Режиссеры, которые приходили на просмотры, даже из числа друзей президента ММКФ, не хвалят конкурсную программу. К примеру Владимир Хотиненко признался что фильм молодого и сильно захваленного режиссера Вадима Перельмана «Купи меня» — о продажности общества и откровенных проститутках, вызвал у него странное впечатление, — он мог бы быть в московской программе фестиваля но не в конкурсной — признался режиссер
Единственный жемчужиной конкурсной программы стал фильм «Мешок без дна» Рустама Хамдамова с Аллой Демидовой, Светланой Немоляевой и Евгением Ткачуком в главных ролях.
Однако, эту картину многие гости не поняли и проголосовали «ногами», выходя из зала минут через 20-30 после начала.
Хамдамова этот факт обидел, и он даже не остался на закрытие кинофестиваля.
Картина «Карп отмороженный» порадовала ролями Марины Нееловой которая очень давно не снималась и Алисы Френдлих, Все остальных картины — внеконкурсные. И естественно, вторичные уже побывавшие и победившие на различных международных кинофестивалях.
Что касается последнего дня работы фестиваля и его закрытия, несмотря на прохладную погоду многие гости, участники фестиваля, аккредитованные журналисты и халявщики всех мастей и оттенков рвались побывать на торжественной церемонии закрытия.
Может быть потому, что на ней были зарубежные звезды минувших лет — вся та же член жюри основного конкурса Орнела Мути, получивший одну из главных фестивальных наград, Микело Плачидо а также некогда снимавшийся у Сергея Бондарчука Франко Нерро…
На закрытии не было мэра Москвы С. Собинина, у которого по словам президента фестиваля Никиты Михалкова, поднялась температура.
Как и в прошлые годы закрытие фестиваля напоминало ярмарку тщеславия. Ведущие плоско шутили, хотя как минимум один из них актер и шоу-мэн Слава Манучаров отличается сарказмом и остроумием и остер на язык. Видно, сценарий, писал не он.
Михалков с плохо скрываемым удовлетворением, похлопывал по плечу Микело Плачидо и произнес: ну говорят санкции, санкции, какие санкции, если такие люди, как ты приезжают на фестиваль. Как будто не замечал, что за наградами в основных номинациях выходили не актеры и режиссеры, а «представители» картин.
Главные награды получили гуманистические, но на взгляд многих моих коллег, весьма скучные и пресные картины. То есть, по сути, решение жюри было скорее политическим.
За китайскую картину «Хохлатый Ибис» режиссера Лян Цао, во время просмотра днем раньше, зрители большого зала голосовали ногами. Председатель жюри Миркарими заявил, что эта награда была вручена фильму «За кинематографическую ценность и человечность».
Хорошо, что замечательный фильм «Мешок без дна», получил специальным приз жюри. Но на сцену за ним вышла актриса Светлана Немоляева.
Остается порадоваться, что первые премии получили фильмы, ставшие победителями в номинации «Создание образа Москвы». И может быть, даже позавидовать им.
Причем, первый приз и 50 млн рублей получил фильм «Про любовь» Анны Меликян. О других наградах фестиваля. Серебряного Святого Георгия за лучший короткометражный фильм получила картина норвежского режиссера Себастиана Торнгрена Вартина «Скорая помощь».
В номинации «Лучший фильм конкурса документального кино» победила картина «Опера» режиссера Жан-Стефана Брона.
Приз «За лучшее исполнение мужской роли» вручала Орнелла Мути, он достался фильму «Обычный человек» южнокорейского режиссера Кима Понхана.
Победителем в номинации «лучшее исполнение женской роли» стала картина Адриана Гойгингера «Лучший из миров».
Лучшей режиссерской работой была названа турецкая картина «Жёлтая жара» режиссёра Фикрета Рейхана.
При всем критическом отношении к фестивалю многих журналистов, все-таки неплохо, что в Москве есть такой кинофестиваль. И на него приходят зрители, уставшие от попкорнового кино для умственно и духовно небогатых и не одаренных людей.
Андрей Князев,
Максим Сидоров.
Фото Артема Костенко.