Мошенники легко отберут у вас квартиру

Мaтeриaлы пo тeмe

Гoсдумa спeшит пeрeнeсти дату окончания приватизации жилья

Суд запретил зарабатывать на персонажах мультфильма «Мадагаскар»

Проклятие деревни Щемилово

Государство со 2 января значительно упростило регистрацию права собственности на недвижимость. Теперь квартира любого москвича может невзначай оказаться собственностью парня с Кавказа.

С нового года вступают в силу поправки в федеральные законы №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и №361-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые призваны упростить процедуру купли-продажи жилья и его последующую регистрацию в ЕГРН (Единый госреестр недвижимости). В ЕГРН объединяются два важнейших информационных ресурса   — госкадастр и ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

«Главное новшество — раньше зарегистрировать собственность на недвижимость можно было только по месту ее нахождения. Теперь это можно сделать из любого региона. Достаточно послать заявку по интернету. Сокращаются и сроки регистрации права собственности с двух недель до пяти дней», — комментирует глава Ассоциации адвокатов России за права человека Мария Баст.

По ее словам, последствия для собственников жилья могут оказаться катастрофическими:

«Где-нибудь в республике Северного Кавказа предприимчивый молодой человек сможет зарегистрировать договор о том, что он покупает в Москве квартиру, и оформить на эту квартиру право собственности. «Продавец» квартиры даже не догадается о том, что продал свое жилье. Для оформления сделки достаточно подделать его подпись и заполучить паспортные данные и сведения о квартире».

Дальше «покупателю» останется только затаиться на три года — срок исковой давности. Если владелец жилья не знал о том, что его квартира продана, срок исковой давности может быть продлен. А может и не быть продлен — все зависит от милости судьи.

«Допустим, у бывшего владельца квартиры суд все-таки принял иск к рассмотрению, — продолжает Мария Баст. — Однако к этому времени квартира будет уже несколько раз перепродана и окажется в собственности так называемого добросовестного приобретателя. А у него истребовать жилье обратно в собственность уже сложно».

Если в регионе в МФЦ у мошенника работает какой-нибудь брат или сват, то за месяц они смогут запросто зарегистрировать себе в собственность сотню-другую московских квартир. В итоге дельцам может светить до пяти лет лишения свободы. Но игра стоит свеч — при ценах на столичную недвижимость выгода мошенников составит не один миллион долларов.

Идею подобной «упрощенки» российские законодатели почерпнули из западного опыта.

«Да, есть крохотные страны, где существует подобная практика. Но в огромной России, когда во Владивостоке можно найти бомжа-забулдыгу и переписать на него сотню московских квартир, принимать подобные законы — это преступление. В США в штате Алабама вам никогда не оформят продажу жилья, находящегося в Калифорнии. Да и в Европе во многих странах оформить покупку недвижимости не так-то просто — замучают проверками, еще и заставят объяснять, где вы взяли деньги», — объясняет Мария Баст.

«В стране, где преступность высока, упрощать захват недвижимости — преступление», — комментирует юрист Юлия Гусейнова.

Как же не остаться без квартиры? Сегодня есть только один способ — пойти в МФЦ или ЕГРН и подать заявление о том, что вы, как собственник, запрещаете любые сделки с вашим имуществом без вашего личного участия.

Эта услуга сегодня бесплатная. Впрочем, 100-процентной защиты от мошенников она не дает. «Ваше заявление в случае мошеннической сделки могут просто проигнорировать, но тогда уже материально ответственным становится государство и с него можно потребовать деньги за потерянную квартиру, это наверняка выигрышное дело при рассмотрении в Страсбургском суде», — объясняет Мария Баст.

Анна Александрова.

FOTODOM.RU