Михалков устроил провокацию!

Мoскoвский мeждунaрoдный кинoфeстивaль в oчeрeднoй рaз вызвaл нeмaлo вoпрoсoв. 

Гдe кaчeствeннoe кинo? Где звездные гости? Где лоск, наконец, фестивалю когда-то присущий? Неужели все в прошлом?.. Ответы от лиц, которым это по должности положено, тоже прозвучали. Но убедили далеко не всех.

Началось все с красной дорожки. Из-за того, что работала только одна рамка металлоискателя, среди гостей и участников фестиваля образовалась давка.

Следующая напасть — практически полное отсутствие зарубежных звезд. За всех своих собратьев отдувалась одна Орнелла Мути. Но и ее заезжим раритетом назвать можно лишь с большой натяжкой — итальянская кинодива в Москве уж слишком частый гость, даже квартиру в Первопрестольной прикупила.

И на этом сюрпризы со знаком минус отнюдь не закончились. Кинокритики, например, были крайне удивлены выбором фильма открытия. Антон Долин заметил, что обычно фестиваль открывается либо качественным западным кино, либо громким российским, а тут лента индийского режиссера, да еще (что еще более удивительно!) сиквел, то бишь продолжение.

Кстати, вот уж с чем не было проблем на фестивале, так это с индийским кино — сразу в нескольких программах значилась продукция Болливуда. И тому нашлось логичное объяснение.

- Президент России и премьер-министр Индии подписали меморандум о продвижении индийского кино, и мы выполняем, — прокомментировал ситуацию председатель отборочной комиссии конкурсного кино Кирилл Разлогов. — По значимости Болливуд — вторая после Голливуда площадка, на которой снимаются фильмы. И к тому же сегодня индийское кино уже не такое, как 30 или 40 лет назад, оно шагает в ногу со временем.

Вот только зрителям «политику партии» никто объяснять не стал, и они довольно прохладно отнеслись к индийским фильмам, во всяком случае во время показов аншлагов в залах не наблюдалось.

Впрочем, как и на большинстве конкурсных фильмов. Актриса Елена Кондулайнен, например, была крайне расстроена фестивальным меню.

- Я не говорю, что все фильмы слабые, вовсе нет, есть очень интересные. Но либо те, что победили на других фестивалях несколько лет назад, либо вообще старые, к примеру, в программах «8 1/2», «Мастера», — делилась впечатлениями Елена.

Скудно-пресной была и светская часть ММКФ. Кроме церемонии открытия и традиционной вечеринки «Русского силуэта» (куда же без нее?) той же Кондулайнен негде было сверкнуть декольте (между прочим, с каждым годом все более глубоким!) — не на экскурсии же по мосфильмовским павильонам этим заниматься.

И все же о кино. Режиссер и телеэксперт Григорий Амнуэль на вопрос о том, почему на фестивале так много фильмов из Индии, Турции и Юго-Восточной Азии, не без сарказма ответил:

- Во-первых, к нам не хотят ехать западные режиссеры. Во-вторых, они бы, может, и дали свои картины, да у нас денег нет. Вот и возвращаемся к тому времени, когда нам нравилось индийское кино. И приучат опять его любить, будут крутить в кинотеатрах — своего-то хорошего и качественного нет!

Вероятно, не случайно на церемонии открытия Никита Михалков говорил о санкциях. Правда, президент ММКФ отметил, что на фестиваль они оказывают как отрицательное, так и положительное влияние — люди стали больше интересоваться отечественным кино. Ответил Никита Сергеевич и на вопрос о том, почему открыл фестиваль индийский фильм «Бахубали. Завершение». Оказывается, это была… провокация!

- Можно было, конечно, найти фильм, в котором двое мужчин, один из которых афроамериканец, живут семьей и воспитывают приемного ребенка еврейских кровей, и тогда бы о нашем открытии написали все мировые СМИ. Но мы пошли другим путем. Тоже спровоцировали, но иначе, — заметил Михалков.

Не смутила Михалкова и критика, а по обыкновению во время фестиваля достается всем: и непосредственно ММКФ, и фильмам конкурсных программ, и российскому кино в целом, и дорогому Никите Сергеевичу в частности.

- Меня трудно чем-то обидеть, как и трудно найти большего критика того, что делается в нашем кинематографе, чем я. Если найдете — покажите мне такого человека, — обратился Михалков к журналистам. — Ну а что касается критики в мой адрес, то я отношусь к ней вполне нормально. Узнаю очень много разных мнений, часто благодарю за критику. Но если люди несут полную чушь, не стесняюсь ответить и откровенно говорю: ну какую же … (непечатное. — Ред.) ты несешь, наверное, ни одного приличного фильма не посмотрел. И человек, если у него есть хоть немного совести, сразу осекается.

«Будущее — за Китаем и Индией!»

Итак, что же все-таки происходит? У президента ММКФ Никиты Михалкова есть ответы на все, даже самые сложные вопросы. Чем мы и воспользовались.

- Надувать щеки нет смысла, да и не нужно, — говорит Никита Сергеевич. — При советской власти сюда ехали иностранцы как в некую «терра инкогнита», и люди стояли в очередях за билетами, чтобы увидеть западное кино. Потом появилась другая тенденция — чем больше иностранцев и тусовок, тем, казалось, лучше фестиваль…

- А сегодня почему западные гости перестали к нам в охотку ездить, нашими водкой да икрой угощаться?

- Если честно, большой урон наносят санкции. Даже мои знаменитые друзья отказываются приезжать из-за политики. Кто-то деликатно пишет в дирекцию фестиваля о невозможности приехать, кому-то я звоню лично и слышу: «Извини, старик, не могу». Но в этом есть свой плюс. Возник интерес к кино, ушел тусовочный привкус.

- В этом году из 13 картин основного конкурса две — российские. Но ведь были времена, когда от страны-хозяйки не было ни одной ленты! Неужели уровень нашего кино так поднялся?

- Вы правы, было время, когда мы не могли отобрать на конкурс ни один отечественный фильм. Министерство культуры упрашивало нас взять хоть что-нибудь. Но мы отказались показывать абы что на правах устроителей фестиваля.

В советские годы был другой перегиб — брать призы должны были картины или отечественные, или в крайнем случае из соцлагеря. Я помню, какой скандал разразился, когда в 1963 году главный приз Московского международного кинофестиваля присудили картине Федерико Феллини «8 1/2» с формулировкой «за выдающуюся творческую режиссерскую работу, в которой он отражает внутреннюю борьбу художника в поисках правды». А должны были дать ленте о начальнике участка строительства магистрального газопровода!

Председателю жюри Григорию Чухраю с трудом удалось убедить советское партийное руководство в том, что невозможно наградить главным призом советскую производственную драму, когда в конкурсе принимает участие творение Феллини.

- За каким кино, по-вашему, сегодня будущее?

- У нас за спиной стоит гигантский Китай. Какая мощь растет! Когда я закончил снимать свой фильм «Урга», именно про это написал в докладной записке министру Силаеву. Индия сегодня тоже совершила мощный рывок в кино — полтысячи лент в год снимает, причем собирающих в прокате деньги. За ними будущее, на мой взгляд…

Андрей Князев,

Иван Губкин.

Фото А. Костенко.