Леонид Радзиховский: Не соврешь – депутатом не станешь

Sobesednik.ru oбсудил с Лeoнидoм Рaдзиxoвским, насколько действительно тяжек депутатский хлеб.

На минувшей неделе депутаты Госдумы высказали недовольство новым регламентом. Они жалуются на борьбу с прогулами, запрет голосовать по доверенности, отмену новогоднего корпоратива в зале заседаний…

– Они даже голосовать собственноручно не готовы – тоскуют по временам, когда можно было доверить это товарищам по партии…

– Думаю, депутаты со своей точки зрения абсолютно правы: они же голосуют не за себя, они голосуют по приказу начальства. А голосовать по приказу начальства и еще делать это непременно лично, согласитесь, довольно странно. Тем более что они часто голосуют за то, о чем вообще не имеют никакого представления.

Их деятельность – ритуал. И они это знают лучше нас.

– Зачем же они так стремились в него вписаться?

– Это отдельный вопрос к каждому. Кто-то таким образом хочет себя обезопасить, кто-то – получить флажок на машину и возможность проходить через вип-зал. Кто-то просто не мыслит себя не депутатом: как же я буду простым смертным? А для кого-то это ступенька в будущей карьере. Для кого-то – почетная отставка и пожизненная пенсия. Короче говоря, огромная часть депутатов не имели, не имеют и не собираются иметь ни малейшего отношения ни к какой политике, ни к какому госуправлению. Это просто высокопоставленные пенсионеры или рантье, еще – чиновники в ожидании будущего назначения. Последние склонны чем-то заниматься.

При этом они цепляются за депутатство не ради денег. Большинство из них – люди более чем обеспеченные, и весьма приличная депутатская зарплата (450 тыс. руб.) не является для них чем-то радикально важным. Им нужны иммунитет, привилегии, ощущение, что они по-прежнему принадлежат к элите, что они не выпали из номенклатуры.

– Но ведь все ездили по своим округам, встречались с людьми, смотрели им в глаза и что-то обещали…

– Мне кажется, что человек, который дорос до статуса депутата ГД, дорос до него в том числе и потому, что много раз врал. Причем гораздо более близким людям, чем каким-то несчастным избирателям. Как выбирают в нашей стране, я думаю, депутаты знают намного лучше, чем их разоблачители. Так с чего же они должны считать себя обязанными избирателям?