Как я читала фон Мазоха и де Сада
Читaя мнoгo рaзнooбрaзнoй литeрaтуры, я дoлгo не могла решиться на чтение двух авторов, за произведениями которых прочно закрепилась слава «скандальных».
Да что уж тут скромничать, именами этих авторов уже давно названы психологические и медицинские термины. Я говорю о Леопольде фон Захер-Мазохе и Донасьене Альфонсе Франсуа де Саде. Даже в наши дни барышни с тонкой душевной организацией опасаются читать их возмутительные романы, дабы избежать встречи с неприличным и непристойным содержанием.
Но сколько бы я ни ходила в нерешительности вокруг этих произведений, мое читательское любопытство все-таки пересилило. Решилась начать с книги Мазоха «Венера в мехах».
Маленькая по объему, книга обещала быть чем-то пикантным и «с перчинкой», так что можно сказать, я находилась в состоянии читательского предвкушения.
В итоге познакомилась с историей любви галицийского дворянина Северина к молодой вдове Ванде. Вся пикантность произведения кроется в том, что Северин мечтает быть рабом любимой женщины, которую он боготворит, претерпевая при этом муки и унижения со стороны Ванды. Чем больше Ванда унижает и издевается над героем, тем больше он ее любит, сгорая от ревности, унижения и страсти.
Казалось бы, сюжет небезынтересный. Но совершенно неожиданно для себя я заскучала. В наших сегодняшних реалиях муки главного героя выглядели наивно и смешно и, кроме раздражения, ничего не вызывали.
Метания Северина от состояния «Сделай мне больно!» до состояния «О, какая ты жестокая, как же мне плохо!» в конце концов набили оскомину. И весь мой читательский энтузиазм испарился.
Что-то мне подсказывает, что для нашего всё испытавшего и все перечувствовашего общества беда героя – уже давно бедой не является. И несмотря на то, что «Венера в мехах» всегда останется классической литературой со скандальным оттенком, насыщенность этого оттенка уже сейчас сильно поблекла.
Опыт с книгой Мазоха вселил в меня читательскую смелость. Так что за роман Маркиза де Сада «120 дней Содома, или Школа разврата» я бралась без опаски. И, как оказалось, зря.
Аннотация книги очень деликатно объяснила, что я собираюсь читать «самые откровенные, шокирующие, порочные фантазии величайшего знатока эротики, философию разрушения, превознесение порока, все виды изнасилований и наказаний».
«Нас на испуг не возьмешь!» — сказала я и принялась читать.
Мне хватило 25 страниц книги, чтобы понять тщетность этого начинания. Скрупулезный реестр главных героев с подробностями их физиологии, гигиенических привычек и сексуальных извращений буквально сшиб меня с ног. Я сразу отложила книгу, не зная, как относиться к тому, что я только что прочла.
Немного поразмышляв, решила подступиться к творчеству автора через его биографию. И как оказалось, там тоже было не без эпатажа и потрясений. Так что прочтенные сведения о жизни автора дополнительным стимулом к продолжению знакомства с романом не стали.
К де Саду можно относиться по-разному. Я слышала, как некоторые обвиняют автора в пропаганде насилия и порнографии, кто-то считает его классиком эротической литературы, а кто-то просто литературным хулиганом.
Определение зависит от уровня воспитания, окружения и искушенности читателя. Для меня же де Сад и его «120 дней Содома» пока остается загадкой, так как после тех трагических 25-ти страниц, я так и не смогла к нему вернуться. И хотя гипотетически все-таки планирую это сделать, внутренне все еще боюсь снова оказаться «неготовой» к чтению подобного жанра.
Оказывается, даже в наш искушенный век книга, написанная в 18 веке, может оставаться скандальной и продолжать «возмущать» умы читателей.
Людмила Личи,
видеоблогер.
YouTube-канал