Ж-образная жизнь кончилась трагедией

В кaнун Нoвoгo гoдa в пoдмoскoвнoм Кoрoлeвe сгoрeл мнoгoквaртирный дoм, по архитектуре напоминающий букву «Ж». Без жилья остались 54 человека. По официальным данным, погибли двое, один из них — ребенок. 

Еще в 2013 году в материале «Ж-образная жизнь» «Мир Новостей» бил в колокола: жить в этом доме невозможно! Нет даже официального подключения к электричеству. Как говорили жильцы, «просто кинули кабель…»

Судьба королевских погорельцев (улица Дзержинского, 24/2) печальна и показательна. Людям, оставшимся в ночь на 26 декабря в буквальном смысле без штанов, выдали по 30 тыс. рублей. Пообещали еще по 20 тысяч на семью. Пять семей из 18 поселили в гостиницу, остальных — в общежитие. «Сказали: живите до февраля», — рассказывает погорелец Андрей Коновалов.

Пожар начался

под крышей

Жилец, снимающий квартиру под крышей (у него, кстати, было четверо детей), пригласил к себе друга. Видимо, хорошо посидели. Здание заполыхало в четыре утра. Люди выбегали почти голые, закутанные в одеяла. Один ребенок погиб. В 11.00 всех собрали, покормили и расселили по временным приютам. Здание тем временем горело до самой ночи. «Пожарные машины приехали почему-то без воды, хотели у нас заправиться, схватили средства пожаротушения, а там вместо воды — воздух…», — говорят потерпевшие. Местные власти ничего умнее не предложили, как подать в суд на виновника пожара: раз виноват, пусть всем квартиры покупает. «То есть я с него должен получать тысячу лет? — не понимает Коновалов. — Да и претензий я к нему не имею». За то, что дом не соответствует пожарным требованиям, на управляющую компанию регулярно налагали штрафы — 20 тыс. рублей. Этим все и ограничивалось. «Может, это такая система, когда государству абсолютно безразлично, что люди живут в домах, в которых «бомба» уже заложена? И что рано или поздно рванет?..»

Администрация города вроде ищет инвестора, который взялся бы восстановить сгоревший дом. Он, кроме всего прочего, считается памятником архитектуры: в 30-е годы прошлого века здесь располагалась Болшевская трудовая коммуна.

ПАЛАТКА НА ПЕПЕЛИЩЕ

Восстановление дома — дело не быстрое. Даже если инвестора найдут, на это уйдут годы. Где жить? Про фонды для погорельцев, которые должны быть в каждом уважающем себя и своих земляков городе, местные власти помалкивают.

«Поставлю палатку посреди сгоревшей квартиры, и пусть только кто-нибудь попробует меня оттуда выгнать!» — рассуждает Андрей Коновалов о своих планах на будущее.

Сам он в злополучный дом вселился в 1985 году — тогда это было временное жилье для работников предприятия «Стрела». Больше пяти лет в доме никто не задерживался.

Коновалов квартиру от предприятия получить не успел — грянула перестройка, так он и «завис» в бывшей общаге на 30 с лишним лет. В двух комнатах родились и выросли дети.

О том, что дом рано или поздно сгорит, жильцы с начала 90-х писали во все инстанции, включая президента РФ. «У нас вертикаль власти как работает? — рассуждает Коновалов. — Что наверх напишешь, то по вертикали спускается вниз. Результат в итоге нулевой».

«ГОРИТЕ НА ЗДОРОВЬЕ»

Здание с самого начала не соответствовало нормам пожарной безопасности — внутри кирпичного корпуса сделали деревянные, а не железобетонные перегородки. Проверяющие комиссии, вместо того чтобы хвататься за голову, жильцов только подбадривали: «Быстрее сгорите — быстрее жилье получите!» И чиновники дружно смеялись собственной шутке. Не до смеха в итоге оказалось только двум сгоревшим заживо. А сами жильцы дома уверяют: еще двое умерли от ожогов в больнице. Официально эту информацию, впрочем, пока не подтверждают.

Начиная с 80-х здание горело три раза. Пока не выгорело изнутри практически полностью. В 2013 году «Мир Новостей» опубликовал репортаж под названием «Ж-образная жизнь». Дело в том, что дом построен в виде буквы Ж, его площадь огромная — 5 тыс. кв. метров, но большую часть помещений занимают городские учреждения.

С тем, что жить нормально в этом доме нельзя, чиновники категорически не соглашались. Замруководителя администрации Королева Павел Андреев тогда пояснял: «На сегодняшний день нет оснований говорить о том, что в жилой части дома, о котором идет речь, люди не могут проживать. Условия там не самые лучшие, но проживать можно». Поставить себя на чужое место, похоже, не входит в число добродетелей «слуг народа».

КОСМОС ВАЖНЕЕ?

25 лет капитализма в России жители дома на Дзержинского надеялись, что о них помнят: «Рядом с нами строили дом, мы думали, нас туда расселят. А потом на территории бывшего СССР случился очередной вооруженный конфликт, и вместо нас в новый дом заселили беженцев».

В 2005 году прокуратура на основании проведенной проверки издала постановление о немедленном расселении жильцов. В 2007 году документ о расселении подписывает глава города.

«Ждем-ждем, а нас никто не расселяет! — вспоминает Коновалов. — Тем временем происходит очередной пожар, меняется администрация города, которая уже в 2009 году отменяет постановление прежней администрации о расселении».

Затем новая проверка прокуратуры и новое решение о расселении. Решение есть, а расселения нет!

«Конечно, куда важнее потратить миллионы рублей на сомнительные памятники Королеву и Гагарину, сидящим на скамеечке, — комментирует глава Общества защиты прав потребителей Алексей Самохвалов. — А ведь памятниками наши деятели космоса не обижены! Да и точно такой же памятник уже много лет имеется в Таганроге». Погорельцы горько шутят: видимо, теперь им придется поселиться прямо на скамеечке в центре наукограда вместе с легендами космоса.

Аделаида Сигида

Ж-образная жизнь кончилась трагедией

В кaнун Нoвoгo гoдa в пoдмoскoвнoм Кoрoлeвe сгoрeл мнoгoквaртирный дoм, по архитектуре напоминающий букву «Ж». Без жилья остались 54 человека. По официальным данным, погибли двое, один из них — ребенок. 

Еще в 2013 году в материале «Ж-образная жизнь» «Мир Новостей» бил в колокола: жить в этом доме невозможно! Нет даже официального подключения к электричеству. Как (далее…)