Издатели бьют тревогу

Рoст цeн нa гaзeтную бумaгу, прoдoлжaющийся «удaрными тeмпaми» уже три года подряд, грозит вскоре оставить россиян без любимых печатных изданий.

Между тем соцопросы показывают, что более 70% граждан РФ не готовы расстаться с печатной периодикой. Получается, что уход с рынка печатных СМИ противоречит устремлениям общества. Противоречит он и воле главы государства.

Владимир Путин дважды поручал правительству принять меры «по недопущению роста цен на целлюлозно-бумажную продукцию». Первое такое поручение (№Пр-342) было дано кабинету министров 24 февраля прошлого года, второе (№Пр-1152) — 8 июня того же года. Правительству надлежало в целях поддержки периодических изданий «принять меры по недопущению роста цен на целлюлозно-бумажную продукцию, в том числе с использованием механизма таможенного регулирования».

Контроль за выполнением своих поручений президент возложил на Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Генпрокуратуру. И что же?

Год близится к завершению, а издатели по-прежнему испытывают «мильон терзаний», главнейшее из которых рост цен на бумагу, продолжающийся как ни в чем не бывало.

Чтобы как-то разрулить ситуацию, Минкомсвязь России на прошлой неделе провела совещание, на которое были приглашены представители издательской отрасли, полиграфисты и бумажники. Поводом для встречи послужило письмо Соликамского ЦБК, уведомившего издателей о том, что с 1 января 2017 г. повышает отпускную цену на газетную бумагу более чем на 16%. Выяснилось, что этот комбинат держал цены в узде дольше всех своих собратьев. Те давно уже повысили свои расценки, заявив при этом, что и в будущем году они продолжат расти.

Глава Национального координационного совета прессы Сергей Моисеев привел впечатляющие цифры: с 2014 по 2016 год рост цен на газетную бумагу превысил 45%. При этом доходы издателей за этот же период снизились на 40-50%, а расходы увеличились на 15-20%. Значительную часть этого роста обеспечили бумажники. Как известно, свыше 60% себестоимости газет и журналов составляют расходы на бумагу.

Декабрьское совещание в Минкомсвязи — далеко не единственное на эту тему. В начале прошлого года участники рынка собирались в Минпромторге. Признали рост цен на газетную бумагу выше уровня официальной инфляции недопустимым.

Как видим, бумажники эти договоренности и не думали выполнять. По данным Центробанка, в уходящем году инфляция не превысит 6%, к концу будущего вообще прогнозируется на уровне 4%. Ну и откуда же тогда цены на бумагу, во много раз превышающие порог инфляции? И где же контроль?

ФАС, похоже, смотрит на ценовую политику ЦБК сквозь розовые очки. По данным ведомства, с января 2014-го по третий квартал 2015 года на внутреннем рынке рост цен на газетную бумагу составил 5,32%. Участники совещания по этому поводу возмущались: мол, статистика, которой оперируют контрольные органы, совершенно не соответствует реальному положению дел.

Ну а что же сами бумажники?

У них масса своих проблем. Представитель одного из четырех крупнейших производителей бумаги (на их долю приходится 20% ее производства) — Балахнинского бумкомбината (АО «Волга») рассказал, что в их регионе – Нижегородской области — тарифы за энергию вдвое выше московских!

На такую заоблачную высоту их задрала местная сетевая компания. Порочный круг: издатели зависят от бумажников, а те — от госмонополистов. Однако факты — упрямая вещь. Несмотря на все их трудности, производство бумаги за 10 месяцев этого года выросло на 3,4%, выпуск газет за этот же период сократился на 6%.

Бумажники продолжают продавать за рубеж львиную долю своей продукции. Дай им волю, и все 100% продадут — им, похоже, все равно, будут уходить с рынка печатные издания, разоренные непомерными издержками, или нет.

Представители власти советуют издателям заключать прямые договоры с ЦБК на поставки бумаги, мол, тогда дешевле получится. Однако для большинства издателей это нереально. Доставлять купленную бумагу, хранить ее, везти в типографию — это огромные организационные и финансовые сложности.

«Мы раньше работали по такой схеме, страшно мучились, — признался участник совещания, генеральный директор компании «Мир новостей медиа», глава Национальной ассоциации издателей Андрей Авдонин. – Гораздо проще и выгоднее заказать тираж, что называется, под ключ в типографии, которая сама разбирается с бумажниками.

Но и кроме цен на бумагу у издателей масса проблем. Например, распространители платят за проданную продукцию с чересчур большими отсрочками. А если ЦБК, наоборот, сократят типографиям отсрочки платежей за поставленную бумагу, а те, в свою очередь, сократят издателям отсрочки платежей за напечатанные тиражи, рухнет вся конструкция по принципу домино».

Несмотря на обилие поручений и совещаний, проблемы печатной прессы не решаются. По словам члена Центрального штаба ОНФ, депутата Госдумы Натальи Костенко, из-за дорожающей бумаги существование многих независимых печатных СМИ находится под угрозой.

Между тем Владимир Путин в начале прошлого года поставил задачу повысить доступность печатного слова для граждан России. На прошлой неделе президент утвердил новую доктрину информационной безопасности страны. В числе ее основных задач защита молодежи от размывания традиционных духовно-нравственных ценностей, нейтрализация подрывов основ патриотических традиций.

«Решать эти задачи на практическом уровне предстоит прессе, — напоминает Андрей Авдонин. — Получается, что выведение нашей отрасли из кризисного состояния становится фактором информационной безопасности государства».

Игорь Минаев.

ИНТЕРПРЕСС/PHOTOXPRESS