Иван Охлобыстин: «Не хочу в этом участвовать!»

В этoм гoду выxoдят срaзу три фильмa с учaстиeм Ивана Охлобыстина — «Птица», «Беглец» и «Временные трудности». А потом… 

А потом все, баста. Популярный актер, режиссер, драматург, писатель, священник и отец шестерых детей заявил о своем уходе из кино.

- Иван, так неужели все или какая-то роль все-таки может вернуть вас в кино?

- Честно говоря, думаю, нет такой роли. Вообще, у меня никогда не было сверхзадачи сниматься в кино. Я же по профессии режиссер, а работал большую часть жизни сценаристом.

Сначала в артхаусном кино — себе в удовольствие, но понимал, что денег на этом не заработаю. Неожиданно стрельнули «Интерны», и ситуация изменилась. Может, это и хорошо — с прекрасными людьми познакомился, аудиторию расширил. Но сейчас понимаю, что не очень с кино у нас складывается, и боюсь, что больше не принесу пользы здесь.

С каждым проектом я все больше и больше разочаровываюсь. Нет ни у государства, ни у других институтов никакого желания развивать российское кино, в традициях которого я воспитан, как вгиковец. Я лучше буду просто смотреть со стороны, как гурман, баловать себя новшествами хороших производственных контор. И займусь литературой в конце концов, потому что давно это откладываю. Именно литература, еще до ВГИКа, подвигла меня на творчество.

Кроме того, я болезненно воспринимаю разлуку с храмом и служением. А мне можно будет служить только тогда, когда не буду сниматься. Нужно, чтобы меня подзабыли, как доктора Быкова. Чтобы бабулечки шли в храм не к нему, а ко мне на исповедь.

- Значит, все уже решено окончательно и бесповоротно?

- Честно говоря, я не знаю, как жизнь выкрутит. Я же не знал когда-то, что в кино буду сниматься. Мне не нравилась актерская деятельность, я хотел быть режиссером, но в силу обстоятельств стал играть, чтобы помочь друзьям на курсовых, дипломных проектах.

Потом был сценарный период, перемежающийся с ролями в кино. Даже журналистикой занимался, когда кино окончательно зачахло, а вместо кинотеатров открывались мебельные салоны.

Посвятив себя служению, считал, что актерствовать нельзя, но однажды, когда получил очередное предложение, начальник посоветовал обратиться с письмом к патриарху, чтобы он рассудил. И мне дали благословение сниматься.

В кино большая аудитория, определяющая сознание общества. С другой стороны, всегда в шоу-бизнесе как по лезвию ножа ходишь. Усталость, недоверие, искушения. Вокруг люди, сошедшие с ума на почве славы или денег. Хотя мне чаще везло с окружением: нетребовательные, готовые прийти на помощь, заинтересованные в художественной составляющей кино люди. Настоящие профессионалы. У нас вообще очень много профессионалов в кино…

- А почему же тогда фильмов хороших каждый год все меньше?

- Я думаю, беда на уровне продюсирования. Многие горе-продюсеры насмотрятся фильмов и думают, что знают, как снимать кино, но в голове, как правило, каша. Они не понимают, что нельзя повенчать «розу белую с черною жабой», и иногда абсолютно нахально вмешиваются во время съемок и говорят, что нужно веселее, энергичнее, динамичнее. А иногда и прокатные компании диктуют свои условия. Тут прям мясокомбинат!

Мне кажется, для экономики страны плановое хозяйство неактуально, но для кинопроизводства, где выделяются минимальные деньги, возможно, вполне реально. Нужно вернуться к канонической схеме производства, выделять определенный бюджет зарекомендовавшим себя кинокомпаниям.

- Возродить Госкино?

- Это же разумно. Наверное, я не лучший экономист, но просто вижу, что сегодня в отечественном кино все стыдно. Одна из причин, почему я не хочу больше кино заниматься, — надоела фальшь. Надоело слушать восторженные рассказы продюсеров о том, как много мы сможем денег урвать, сэкономив на ресурсах. Не хочется так. Мне 50 лет, и я хочу пожить немного для себя.

Не самый я жертвенный чувак на свете, жалко мне заниматься проектом, чтобы потом его показали в кинотеатрах с попкорном и благополучно забыли навсегда. Чтобы оставались в памяти только довольные лица сытых продюсеров, укравших половину сметы. Не хочу участвовать в разграблении того, что нам предки-кинематографисты оставили. Не для этого я оканчивал ВГИК…

Светлана Копылова.

Фото А. Федечко,

Г. Усоева.