Государство решило растратить «заначку»

Мaтeриaлы пo тeмe

Прeзидeнт oбeщaeт: Рoссия нe будeт нaрaщивaть гoсудaрствeнный дoлг

Нa китaйцeв нaдeйся, нo и сам не плошай

США мешают созданию нового международного банка

Российский Резервный фонд (РФ) за 2016 год сократился в 3,7 раза, до 972,13 млрд рублей. Об этом на прошлой неделе сообщил Минфин. 

По его данным, совокупный объем РФ на 1 января 2017 г. эквивалентен $16,03 млрд. У страны есть еще Фонд национального благосостояния (ФНБ). За год его объем сократился на 16,6% — до 4,36 трлн рублей, что эквивалентно $71,9 млрд.

Замминистра финансов России Алексей Лавров предупредил, что в этом году Резервный фонд будет израсходован полностью и финансирование дефицита федерального бюджета в таком случае будет происходить в том числе за счет средств ФНБ. Напомним, Резервный фонд — часть бюджета, формируемая за счет нефтегазовых доходов. Что касается ФНБ, из него покрывается дефицит Пенсионного фонда. Итак, государство стало активно тратить «заначку». Главная цель — покрыть растущий дефицит бюджета.

Мы попытались выяснить у экспертного сообщества дальнейшее развитие ситуации.

*   *   *

- Новые источники доходов могут быть получены от современной высокотехнологичной промышленности, — говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. – В отсутствии таковых, вариантов пополнения бюджета немного: или запустить руку в запасы, или увеличивать объемы внешнего займа.

К чему приводит политика заимствования, мы все видели на примере Греции: контроль над государством фактически переходит в руки кредиторов. Растущая потребность в деньгах приводит к тому, что новые займы становятся все дороже и дороже, финансовая нагрузка только возрастает. Внешние долги сродни дозе наркомана – дает кратковременное облегчение, но имеет тяжелые последствия. А не покрывать дефицит бюджета нельзя – кроме того, что тогда будут заморожены все программы развития, так еще выполнение социальных обязательств будет сорвано.

Речь про траты, предусмотренные как раз для самых незащищенных слоев. Покрывать дефицит бюджета необходимо, и чем смелее, тем лучше для всех нас. Экономика должна получить хороший пинок, стимул к развитию.

- Когда возникнет очередной дефицит бюджета, за счет чего его будут покрывать? Не лучше ли оставить заначку в покое и повышать доходы бюджета?

 — Повышать доходы бюджета необходимо, но это нельзя сделать моментально одним указом. Развитие экономики требует времени и, опять-таки, денег. Увы, но без расходования Резервного фонда не обойтись. Но этот фонд – не единственный источник запасов. Кроме него есть Фонд национального благосостояния, который следующим пойдет под нож. А еще и золотовалютные запасы аж на 385 млрд долларов – одни из крупнейших в мире. Другое дело, что не надо растягивать процесс пополнения бюджета за счёт запасов – это затратно и неэффективно.

-  Нужен ли вообще РФ? Можно ли проедать резервы?

 — Как показала практика, Резервный фонд оказался делом полезным. Но это не значит, что можно снова ударяться в накопительство без оглядки. Всему свое время.

Сегодня – это время поддержки баланса между накоплением и развитием экономики. А если случилась непредвиденная ситуация, то запасы нужно не проедать (как делается это сейчас), а срочно пускать на финансирование программ социально-экономического развития, на поддержку спроса и предпринимательства.

 -Что будет после того как полностью истратят РФ? Примутся за Фонд национального благосостояния, который является частью пенсионной системы? А за счет чего тогда будут покрывать дефицит Пенсионного фонда РФ?

 — ФНБ изначально был создан для финансирования социальных проектов, сейчас же его основная цель – поддержка инфраструктурных проектов и аккумулирование части золотовалютных запасов. Непосредственно ПФР получает трансферты из федерального бюджета, и делал это всегда. Пенсионный фонд обеспечивает себя доходами только наполовину, остальное – поддержка из федерального бюджета. Так что пополнение федерального бюджета за счёт средств ФНБ как раз и обеспечит функционирование пенсионной системы. По крайней мере, до тех пор, пока там есть деньги.

*   *  *

- Об исчерпании Резервного фонда говорят практически все экономисты и чиновники, но, на мой взгляд, не все здесь так уж очевидно, — говорит директор Центра исследований постиндустриального общества, д.э.н. Владислав Иноземцев. — В 2016 г. было использовано 2,67 трлн. рублей при средней цене на нефть в $41,9/бар.  Сейчас цена находится на уровне $54-57/бар, а Владимир Путин совершенно справедливо отмечал, что рост цены на $10/бар приносит в федеральный бюджет около 1,75 трлн. Рублей.

Бюджет же 2017 года рассчитан исходя из среднегодовой цены в $40/бар. Это означает, что при сохранении цены на уровне $56/бар как среднегодовой, дефицит бюджета может оказаться менее 500 млрд. рублей, и его можно будет покрыть как за счет дальнейшей приватизации, так и за счет заимствований (что даже проще, учитывая, что в условиях низкой инфляции и отсутствия экономического роста кредитование государства выступает для банков самой надежной стратегией размещения временно свободных средств).

Поэтому я бы допустил, что при благоприятном развитии событий Резервный фонд может не быть исчерпан до конца текущего года.

-Каким образом государство будет балансировать бюджет при исчерпании резервных фондов, где будут браться дополнительные доходы?

 -Я считаю, что для этого в 2018-2020 гг. у правительства будет несколько инструментов. Во-первых, это естественное изменение курса рубля при понижении цен на нефть – снижение курса будет обеспечивать сохранение относительно стабильных рублевых доходов и тем самым балансировать бюджет.

Во-вторых, основным источником финансирования дефицита станут внутренние займы: еще раз повторю: у российских банков существует явный недостаток проектов для финансирования (ввиду экономического кризиса новые инвестиции осуществляются редко и без энтузиазма), и государство будет просто забирать с рынка избыточные деньги.

В-третьих, правительство реально рассчитывает на нормализацию (пусть и частичную) отношений с внешним миром и снятие санкций – если такое случится, откроется доступ к внешнему финансированию, а Россия выглядит сейчас очень привлекательным заемщиком для международных банков.

В-четвертых, наконец, я бы не исключал и некоторое сокращение бюджетных расходов, если того потребуют обстоятельства – население и бизнес привыкают к «новой нормальности», и это дает возможность для поддержания расходов на нынешнем уровне или их некоторого сокращения «из-за продолжающихся сложностей».

Подводя итог, я не думаю, что российские власти столкнутся с серьезными финансовыми проблемами до президентских выборов.

*   *   *

- Способов покрытия дефицита бюджета существует не так уж и много. Это внешние займы, увеличение доходов бюджета (приватизация и повышение налогов), сокращение расходов бюджета (секвестр), внутренние займы, использование средств Резервного Фонда, девальвация национальной валюты и, наконец, прямая денежная эмиссия, — объясняет член Международного союза экономистов Игорь Диденко. — Приватизация для достижения цели покрытия дефицита бюджета в нынешней экономической конъюнктуре малоэффективна, внешние заимствования сильно затруднены из-за санкций, прямое повышение налогов – очень ответственное, непростое решение, как, впрочем, и секвестр.

Денежная эмиссия в таких объемах считается слишком сильнодействующим, почти наркотическим средством для экономики. Остается лишь рынок внутренних займов и средства резервных фондов (которые, кстати, и создаются во всем мире именно для сглаживания проблем с дефицитом бюджета из-за неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры). Эти инструменты и используются нашим правительством.

Если говорить о повышении доходов бюджета. Сделать это быстро и значительно можно лишь за счет прямого повышения налогов, но эта идея вряд ли приведет в восторг большинство россиян.

Есть и второй путь – повышение эффективности российской экономики, но он не быстрый и непростой. По нему, безусловно, надо идти, но не ради решения проблем с дефицитом бюджета, а именно для повышения эффективности, конкурентоспособности нашей экономики на мировом рынке.

Кстати, подобные фонды есть почти во всех ведущих газо- и нефтедобывающих государствах – Норвегии, Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре… Их цель, в том числе — сглаживание проблем с дефицитом бюджета из-за неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и они эффективно работают, хотя в разных странах эффективность использования средств таких фондов, конечно, разная.

Конечно, просто уповать на накопленные ранее резервы – это неправильно, экономика должна расти и развиваться, и тогда необходимость в средствах резервных фондов будет не такой острой. Но, с другой стороны, внешние вызовы нашей стране и неблагоприятную в последние годы для нас конъюнктуру мировой экономики никто не отменял. Сейчас она постепенно улучшается.

Как известно, если нефть в 2017 будет стоить в среднем 52.5 $ за баррель, наш бюджет получит порядка 20 млрд. $ дополнительных доходов, а при нефтяных ценах в 69$ за баррель Россия вообще имеет бездефицитный бюджет (для Саудовской Аравии, например, эта цифра значительно больше – 78$ за баррель).

Игорь Минаев,

Андрей Князев.

ТАСС/А. Геодакян