Гоголевская шинель и пальто Башмачкина
Мaтeриaлы пo тeмe
Сбылaсь мeчтa Надежды Бабкиной
Театр, поставивший скандальный спектакль «БерлусПутин», закрыт
В Москве появится единый билет в музеи и на общественный транспорт
Сейчас стало модно и актуально адаптировать старые произведения к сегодняшнему дню. Не удержался от этого соблазна и коллектив театра «Школа современной пьесы».
Идея поставить музыкальную версию гоголевской «Шинели» принадлежит поэту и драматургу Вадиму Жуку, который давно сотрудничает с «Школой современной пьесы».
«Диалоги, опера балет и танцы на льду для драматических артистов» — так назвали жанр будущего спектакля в театре, где классику в чистом виде никогда не ставят – только, сильно ее препарируя. Музыку заказали Максиму Дунаевскому. А затем – началась цепная реакция, в которой было все, включая внезапные смерти и пожар.
Роль Башмачкина начинал репетировать народный артист России Альберт Филозов. Его уход из жизни буквально парализовал постановочную команду – было желание остановить этот злосчастный проект.
Однако слишком много усилий и средств было вложено: спектакль вновь начали репетировать – без Филозова и без Башмачкина.
Спектакль получился очень музыкальным, веселым и грустным, заставляющим рефлексировать и размышлять. И в то же время это и хулиганство, и мужская дружба, любовь, и ненависть, и сумасшествие.
Кстати, в спектакле участвует худрук театра Иосиф Райхельгауз, который в самом конце выходит на сцену и сообщает, что из гардероба украли пальто и шубы, и тем, у кого украли, надо идти писать заявление в полицию.
Понятно, что никто не поверит, потому что в СМИ писали об этой шутке, но и это важный штрих к происходящему на сцене.
Чтобы зрителю все было ясно и понятно, спектакль идет с комментариями, которые дают две дамочки на самом краю сцены. Но, поскольку это край сцены, а не зал, то комментарии носят некий внутренний характер. Они органично вплетены в ткань действа, происходящего на сцене. И современный зритель понимает, на какие материальные жертвы шел гоголевский герой, что бы это значило сегодня, как бы мы это могли соотнести со своими скромными заработками.
На этих сравнениях строится и некая критика современного нам мира в сравнении с описанным Гоголем. Мы меньше зарабатываем, меньше тратим. Конечно, это касается не всех, но сейчас чиновник уровня гоголевского персонажа такое себе позволить не может.
Возвращаясь собственно к новой постановке театра «Школа Современной пьесы» хочется отметить ее модерновость: режиссеры сполна использовали отведенное время, чтобы заполнить сцену атрибутами этой самой модерновости. Но это их авторское право. Многие зрители, судя по их реакции, склонялись к той же мысли.
Андрей Князев,
Азат Примов.
Фото предоставлено
пресс-службой театра.